Пример, достойный подражания
Сегодня, 14 мая, в день Священного коронования Благочестивейших наших Царя и Царицы, облачаясь перед обедней посреди Софийского собора Новгородского, я приятно был обрадован группой мальчиков и девочек деревенских, стройно вошедших в храм вместе со священником, нескольким учителями и учительницами. По справкам оказалось, что это дети пяти церковноприходских школ одного прихода Лугского уезда Санкт-Петербургской епархии в количестве 63 душ с десятью учителями, учительницами и готовящимися к учительству. А другая группа в 27 душ из церковноприходской школы на станции Дно Виндавской железной дороги вместе с учителем. Все они большую часть пути прошли пешком и нисколько не жалуются на усталость. Пришли в Великий Новгород поклониться его Святыням, видеть старинный город – откуда Святая Русь «стала быть». В Новгороде побывали они во многих уже местах за два дня пребывания. На них все в этом святом городе производит захватывающее впечатление, почему дети и учащие усталости не чувствуют от переживаемого. И надолго унесут они отсюда высокие и святые впечатления, может быть и недостаточно отчетливо переживаемые ими. Навидевшись и наслышавшись серьезных вещей и историй, ребенок и сам серьезным возвратится в родную деревню, серьезно будет смотреть на окружающую его жизнь и обстановку, как на отпрыск того, о чем ему в Новгороде рассказывали как о седой и величественной родной старине.
Вот это здоровое и почвенное воспитание подрастающего поколения в любви к Церкви Православной и ее Святыням, в любви к отечеству и его Истории, в любви самой живой к родному Народу и его быту и верованиям, в любви ко всему. Из чего шаг за шагом, из поколения в поколение строилась и росла великая дорогая наша Россия! Детская душа восприимчива, как воск нежный. Поэтому и отпечатлевать на ней нужно с любовью, старанием, бережностью и осторожностью все высокое и святое, все положительное и созидательное, что воспитает с возрастом из ребенка набожного христианина, примерного семьянина, доблестного и добросовестного гражданина.
А как доброплодны будут такие путешествия по родным достопримечательностям, если руководители их сами предварительно подготовятся к тому, добудут соответствующих книжек, запасутся нужными сведениями, чтобы своими рассказами и указаниями создавать определенное целое, здоровое впечатление в детских душах! Пусть в таких рассказах, как живая, проходит перед детским сознанием родная старина, как живые встают богатыри – деды, строители любезного Отечества, труду и подвигу которых мы часто можем лишь изумляться, – так они величественны и непостижимы. Без сердечного замирания не могу и вообразить рисующуюся моему воображению дивную картину таких милых детских путешествий.
А во время пути как многому-многому можно научить детей, если есть охота и хотя бы малое умение. Тут всю окружающую природу можно рассказать и объяснить. Тут можно воспитать в детях и любовь к ней, любовь к дереву и вообще к растительности, любовь ко всему, часто обижаемому озорными детьми, живому, хотя и неразумному населению земли, воздуха и воды. Сознательно и сердечно вступив в общение с этой природой, наверное, ребенок перестанет разорять птичьи и другие гнезда, ломать деревья, портить цветы и сады и т.п., чем страдает наша деревня и даже город. А эти ночлеги и стоянки по пути, когда во всей красе раскрывается наше русское сердечное гостеприимство и ласковость! А знакомство в пути с жителями иных губерний, уездов и селений, прежде неведомых! А это расширение вообще горизонта для детской души!.. Да всего богатства духовного и не перечислить. И все это дают вот такие путешествия с детьми. Я уже имел случай прежде говорить, что именно таким путем японец воспитывается с детства в любви к Родине, к труду, к любознательности...
Вот, отцы и братие, все труженики дорогой нам и многострадальной церковной школы, – вот простое, но верное средство к воспитанию самого здорового подрастающего поколения. И не так дорого это стоит. Описываемые ребятки пришли все в обычной своей крестьянской одежке, в опорках, лапотках и онучах. А с собой взяли небольшие гроши. Но, наверное, многие из них не пожалеют, что эти гроши израсходуют. Даже больше: наверное, они и впредь пожелают за год скопить сколько-нибудь, чтобы опять попутешествовать, да и товарищам своим посоветуют это, занимая и увлекая их своими непосредственными рассказами о виденном.
Несказанно хотелось бы пожелать, чтобы явилось усердие и у прочих тружеников церковной школы подражать такому поучительному примеру как можно шире и разумнее. Помните, отцы и братие, что времена ныне лютые, народ может уйти от нашего созидательного воздействия. Посему все нужно сделать, чтобы удержать его в своем влиянии. Между прочим, такими школьными экскурсиями мы тесно приблизим к себе и к церковной школе все население с самого детства. Тогда оно и в возрасте не уйдет от нас. А от нас не уйдет – останется в Церкви. А в Церкви останется – любезное Отечество наше возродится действительно, а не мечтательно и процветет на славу.
О, любезная, дорогая Отчизна – Россия богоизбранная! Да возлюбят тебя сыны твои, отбросивши всякие заморские бредни. Да вознесут тебя на высоту твои же дети – потомки великих богатырей родной истории!