Приготовление к Пасхе (четверг)

Матф. 26:17–20; Мк. 14:12–17; Лк. 22:7–14

В предшествовавшей беседе говорили мы о событиях дня, который был за два дня до Пасхи (Мф.26:2). Поскольку же в тот день, когда распят был Спаситель, старейшины иудейские не вошли в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху (Ин. 18:28), а следовавший за тем день был день субботний (Ин. 19:31), то ясно, что мы говорили о событиях Великой Среды и, намереваясь беседовать о делах последующего дня, будем беседовать о том, что происходило в четверг последней, крестной недели Спасителя.

Первое, что представляет нам евангельское повествование из событий Великого Четверга, есть приготовление пасхи учениками.

В первый же день опресночный приступиша ученицы ко Иисусу глаголюще: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху?

Первый день опресночный был первый день пасхального праздника. По словам св. Марка, это было время, егда жряху пасху (Мк. 14:12), или, как точнее говорит св. Лука, день, в онь же подобаше жрети пасху (Лк. 22:7). Хотя, по закону Моисея, как счет суток начинался с вечера, так и пасхальный праздник начинался вечером 14-ого дня Нисана; но в позднем обыкновении Иудеев и приготовительные к празднику сутки относились также к празднику, и таким образом вместо 7 считали 8 дней опресночных. – К этому довела и нужда. По стечению народа к Пасхе в Иерусалим очень многим, и особенно бедным, не доставало ни помещения, ни других потребностей для празднования Пасхи в один и тот же день. Потому значительная часть людей, и преимущественно бедные, приготовляли и вкушали пасхальный агнец в предпразднество Пасхи, в 13-ый день Нисана, соответствующего половине марта и апреля. Народ оправдывался в своем обыкновении еще и тем, что считал начало Нисана от соединения луны с солнцем, тогда как книжные люди считали с первой четверти луны, т.е. сутками позже. Таким образом, старейшины иудейские, по повествованию Евангелиста Иоанна, утром дня, следовавшего за совершением Пасхи Спасителем, не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху (Ин. 18:28). Эти люди, как люди богатые, имели все средства праздновать пасхальную вечерю в положенное законом время, в 14-ый день Нисана; к тому же они хотели всегда казаться образцами праведности законной. Утром того дня, когда уже осужден был Спаситель, Синедрион только готовился к Пасхе (Ин. 19:14). Другое дело – люди бедные: их самая бедность заставляла не столько дорожить буквою закона, сколько духом его. Так и ученики Иисуса уже в предпразднество Пасхи начинают готовиться к исполнению предписаний закона о пасхальном агнце. Пред полуднем 13 дня Нисана они спрашивают Господа: где, в каком доме угодно Господу, чтобы приготовлена была пасха? Господь Иисус во время своей земной жизни не имел, как говорил Он, где главы подклонити (Мф. 8:20). У него не было ни дома, ни какой-либо собственности в Иерусалиме, где по закону надлежало праздновать Пасху (Втор. 16:5,6). Потому оставалось искать помещения у кого-либо из иерусалимлян, обязывавшихся набожностию каждому, кто не имел своего дома в Иерусалиме, давать покои для отправления пасхального торжества.

Он же рече: идите во град ко онсице и рцыте: Учитель глаголет: время Мое близь есть, у тебе сотворю пасху со ученики Моими. Св. Матфей не говорит, кто послан приготовлять пасху. Св. Марк показывает, что были посланы два ученика. Еще определеннее в сем случае св. Лука: посла, говорит, Петра и Иоанна, т.е. самых любимых учеников. По словам св. Матфея, Господь сказал сим ученикам: идите ко онсице. Так как не видим причин, почему св. Матфей должен был опустить имя того, к кому посланы были ученики, если бы последний был назван по имени Спасителем, и другие Евангелисты не говорят об имени сего человека, напротив, свидетельствуют, что надлежало узнавать сего хозяина только по случайным признакам, то нет сомнения, что сам Господь не назвал по имени сего хозяина и, конечно, для того, чтобы показать ученикам опыт своего Божественного ведения. Указанием на то, в чьем доме надлежало готовить пасху, по словам св. Луки, Господь поставил следующее: входящема вама во град, срящет вы человек, в скудельнице воду нося: по нем идита в дом, воньже входит, и рцыте дому владыце: глаголет тебе Учитель. Согласитесь, что признаки даны самые случайные. Согласитесь, что обыкновенному человеку неприлично было объявлять неизвестному домохозяину в таком виде желания свои. Но как прежде, когда посылал Спаситель учеников за ослятем для входа своего в Иерусалим, Он говорил: аще кто вам речет что: рцыте, яко Господь его требует (Мф. 21:3), так и здесь Он действует с тою же властию и силою. Это та же божественная сила, с какою повелено было поймать рыбу, чтобы статиром, какой найдут и нашли в ней, уплатить дань (Мф. 17:27). Если ученики должны были сказать хозяину: глаголет тебе Учитель, то это означает, что домохозяин принадлежал к числу учеников Иисуса, к числу уважавших Его слушателей. И, следовательно, как ни много было между иерусалимлянами врагов у Иисуса, но были и люди, преданные Ему, люди, благоговевшие пред Ним, по крайней мере, как пред великим Чудотворцем. Стоило сказать одному из них: глаголет тебе Учитель, и он исполняет, что угодно было Учителю. Таким образом Господь показывает ученикам Своим, в том числе и Иуде, новый опыт своего прозрения в будущее.

Время Мое близь есть. Что это значит? Означает ли только то, что время мне совершать пасху? Но время Пасхи знали Иудеи, как и ученики Иисусовы. Следовательно, об этом времени не было нужды напоминать домохозяину. Что же значит время Иисусово? Время Мое не у исполнися, говорил прежде того Спаситель, когда звали Его на такой же праздник в Иерусалим (Ин. 7:8). А теперь говорит Он совсем другое. Теперь, говорит, пришло время, назначенное для совершения дела, возложенного на Меня Отцом небесным и Моею любовию к людям, – пришло время положить душу Свою за друзей Своих. Превосходно выражает нам мысли и чувствования Спасителя св. Иоанн. Прежде праздника пасхи, повествует он, ведый Иисус, яко прииде Ему час, да преидет от мира сего ко Отцу, возлюбль Своя сущыя в мире, до конца возлюби их (Ин. 13:1). Господь видел и знал, что пришло для Него время оставить землю. Но возлюбив Своих, которых оставлял Он в мире, Он оказывал Свою любовь к ним до последнего вздоха; Он оказывал им любовь Свою несмотря на то, что один из учеников Его, как видел Он, – Его предатель, что самый Петр не сохранит верности к Нему, и все другие оставят Его; Он до конца возлюби их: на последней, пасхальной вечере Он оставляет им необозримо высокий знак беспримерной любви Своей к ним – таинство причащения тела и крови Его, имеющее совершаться на земле до кончины мира. Так Господь дает видеть, что если Он предан будет в руки врагов Своих, то это не означает того, что судьба Его совершается против Его воли, вопреки Его ведению и намерениям. Он видел голгофскую смерть Свою и по Своей воле, по Своей преданности к воле Отца небесного, по своей любви к тем, для которых спасительна была смерть Его, шел на Голгофу.

У тебе сотворю пасху со ученики моими. Слова сотворю пасху – обыкновенное выражение покорности закону о Пасхе (Исх. 12:48; Числ. 9:4; Нав. 5:10). Сын Божий покорно выполнял установления закона, как волю Божию. Он хочет праздновать Пасху. Но хочет праздновать с учениками. Хочет быть с ними, как Отец с детьми, и показать им это расположение делами.

Той покажет вам горницу велию, постлану, ту уготовайте (Лк. 22:12). Горницею называлась у евреев зала, находившаяся в верхней части жилых покоев и, следовательно, такая, которая была отделена от шумного жилья, была уединенна. По назначению Спасителя горница для вечери Его была не только уединенная, но и просторная, – мало и того, еще устланная коврами, готовая, (Мк. 14:15), украшенная по-праздничному. Припомните же, слушатели, что Спаситель наш в других случаях любил во всем простоту – в одежде, в пище, в образе жизни. А теперь, когда Он хочет предложить ученикам Своим таинственную вечерю, Он назначает для сего не простое место, а горницу велию постлану, покой просторный и убранный весьма прилично. Таково должно быть место для святейшей тайны евхаристии, по указанию Спасителя!

Шедше же обретоша, яко же рече им, и уготоваша пасху (Лк. 22:13). Все случилось так, как сказал Господь: и человек встретился при входе в город – точно такой, на какого указывал Господь; и хозяин дома оказался добрый, выполнивший с охотою желания Учителя; и зала оказалась точно такая, о какой говорил Господь. Как было ученикам не сказать в душе своей, что Учитель их – Пророк великий! И уготоваша пасху, т.е. купили и приготовили по закону пасхальный агнец, приготовили и все нужное для праздничной вечери.

Вечеру бывшу прииде Иисус с обеманадесять. Евангелист Марк, как и Евангелист Матфей (Мф.26:20), называет время, когда пришел Иисус в дом, где приготовлена была пасха, вечером. Св. Лука говорит: и яко прииде час, т.е. для праздничной вечери. Что же это было за время? Окончательное приготовление к празднованию торжества пасхального, т.е. приготовление всех принадлежностей пасхальной вечери, у евреев начиналось между 6 и 9 часом дня, или, по-нашему, между 1 и 3 часом пополудни. Вечеря же пасхальная открывалась не позже начала 6 часа пополудни. Итак, Спаситель пришел в пасхальную горницу в исходе 5 часа пополудни, – и вечеря Его начиналась не позже, как в начале 6 часа. Таким образом, православная Церковь евангельски празднует установление тайной вечери, совершая в Великий Четверток литургию после полудня.

Прииде с обеманадесять. Следовательно, и предатель Иуда не был лишен той вечери, на которой Господь хотел быть с учениками, как с детьми Своими. А Иуда не изменялся.

О Благость бесконечная! Как любил Ты любящих Тебя! Сколько света, сколько любви изливаешь Ты на них! Не лишай нас живительной любви Твоей. Любовь вечная! Согрей, размягчи ожестевшие сердца наши, да чувствуют они величие любви Твоей к грешникам и, если временно будут они колебаться в верности к тебе, да не будет, да не будет с ними того же, чтó было с страшною душою Иуды. Аминь.

Наверх