Проповеди на праздники:


Причины и обстоятельства Вознесения Господня

Поздравляю Вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с великим и радостным праздником Вознесения Господня.
Хотя сегодня Господь наш Иисус Христос, возносясь на небо, как бы отдаляется от нас, уходит, но в этой разлуке мы видим тайны радости нашей веры, открывающей нам торжество любви Божией к нам и указующей нам наше человеческое призвание.
Господь вознесся на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но для того, чтобы совершить для нас полезнейшее. «Уне есть вам, – говорил Он Своим ученикам в Прощальной беседе, – да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к Вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам» (Ин. 16,7). «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век... Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин. 14, 16, 26). Из этих слов Спасителя можно видеть, что Его служение на земле как бы завершилось. Целью Его вочеловечения было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения, даровать нам избавление от вечной смерти. Хотя Господь и совершил спасение человечества, но это совершение нужно было ввести в жизнь, усвоить – благодатно освятить человечество. А это – дело или область действий Духа Святого.
Прежде всего нужно было сообщить благодатную силу Апостолам, которым предстоял особый путь служения – проповедь слова Божия всему миру. В мире «печальни будете», – говорил Христос Своим Ученикам (Ин. 16, 20). Всеведущий Господь знал, что ап. Петра поведут туда, «аможе не хощет», посадят в темницу, а затем предадут мученической кончине; знал, что ап. Иаков первый увидит меч над своей шеей за имя своего Божественного Наставника, что ап. Иоанн будет отправлен в изгнание на о. Патмос, что ап. Андрей будет распят в Ахаии, ап. Филипп в Иераполе, ап. Фома будет исколот копьями в Индии, – что каждого Апостола ждет своя чаша страданий. В этих страданиях и печалях нужно было, чтобы Апостолов кто-то утешил, укрепил, даровал им мужество и терпение. Поэтому сегодня и восходит Господь к Своему Небесному Отцу, чтобы послать Своим Ученикам Духа Утешителя. Из священной истории и из истории Церкви мы знаем, что после сошествия Св. Духа в виде огненных языков на Апостолов, они тотчас стали другими людьми: прозрели, просветились, поняли всё то, что до сих пор им было неясно, и с дерзновенной решимостью пошли в мир со словом св. Евангелия, совершая знамения и чудеса. В самый день Сошествия Св. Духа Апостолы обратили ко Христу целые тысячи людей. После св. Апостолов Тот же Дух Святой одушевлял твердостью бесчисленный сонм мучеников; руководил и озарял Божественным светом пастырей, воспитывал и совершал в любви и смирении множество подвижников, затворников, столпников. Достаточно вспомнить сегодня близкого нам преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Радонежского (†1392) и других великих подвижников Северной Руси: преподобных Сергия и Германа Валаамских (XIV в.), Савватия (†1435) и Зосиму (†1478) Соловецких, Кирилла Белоезерского (†1427), Арсения Коневского (†1447), Трифона Печенгского, Кольского (†1583)... Кто вдохновлял их на трудный подвиг духовного совершенства в суровых северных условия? – Все Тот же Дух Святой, Которого ныне Христос Господь обещает ниспослать Своим верным Ученикам.
Вознесся Господь на небо, чтобы устроить и нам путь на небо, открыть нам райские двери, быть нашим Путеводителем в горние обители. До воскресения и вознесения Христа Спасителя небо было закрыто для людей – все ветхозаветные праведники, угодники Божии, патриархи, пророки не были на небе. «Никтоже взыде на небо, токмо сшедший с небес Сын Человеческий, сый на небеси», – говорит Сам Христос (Ин. 3, 13). Праотец Адам затворил райскую дверь – к вратам рая был приставлен Херувим с пламенным оружием. А Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, Своим вознесением открыл самое небо, путь к жизни. Вслед за Христом пошли души святых праотцев, пророков, многочисленные сонмы новозаветных праведников. Этим путем и ныне восходят и будут восходить на небо все достойные люди, следующие по стопам Христа Спасителя.
Вознесся Господь на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Своим Отцом Небесным. "Иду, – говорил Господь в конце Своего земного служения, – уготовати место вам: и аще уготовлю место вам; паки прииду и пойму вы к себе, да идежде есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2–3). Эту же мысль выразил и великий благовестник Христова учения св. ап. Павел в одном из своих посланий: «Не в рукотворенная бо святая вниде Христос..., но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24). Эти Божественные слова вселяют в нас, верующих, добрую надежду на спасение, ибо мы имеем на небе Великого Ходатая и Заступника, «Ходатая Богу и человеком Христа». Только нам нужно быть достойными великих милостей Божиих, быть способными и готовыми их принять.
В обстоятельствах вознесения Господня обращает также наше внимание еще следующее свидетельство св. апостола и евангелиста Луки: «Егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо» (Лк. 24, 51). Весьма характерно выражение, что Господь возносится «благословляше» (благословляя), а не «благослови», т.е. не закончил благословение, а продолжает его. «Какой бесконечный ток благословения Христова открывается перед нами, христиане! – восклицает один из наших Святителей прошлого столетия. – Он начинает благословение, и, не окончив оного, возносится. «Бысть, егда благословляше их, – возношашеся». Таким образом, и вознесшись Он продолжает невидимо преподавать благословение». Это благословение нисходило на св. Апостолов, а через их преемников непрестанно преподается в Церкви, в ее молитвах, св. Таинствах, в возгласах и обращениях к нам священнослужителей «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и Любы Бога Отца, и причастие Св. Духа буди со всеми вами», «Мир всем!» «Церковь на земле, – по учению нашего православного богословия, – есть во времени продолжающий жить Христос, учащий нас жить и действовать любовью и Собой нас осиявающий в Отчем Духе»35. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь есть корабль нашего спасения. Все ее верные сыны делаются причастниками Божия благословения. Еще на заре христианства богопросвещенные учителя Церкви наставляли, что именовать Бога Отцом могут те, которые считают Церковь своей матерью, как и наоборот: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь».
Дорогие отцы, братья и сёстры! Рассмотрев причины и обстоятельства вознесения Господня, мы вправе считать этот праздник радостным. Если бы Господь продолжал оставаться на земле и не вознесся бы на небо, то этой радости не было бы, потому что дело спасения нашего осталось бы тогда незавершенным, неувенчанным. «Что значит... Вознесение Господне для рода человеческого – для нас самих?» – спрашивает святитель Феофан, Вышенский Затворник, и отвечает: "Для нас Вознесение Господне есть всё. В нём – наша слава и величие, в нём несомненное упование спасения, из него – нам Божественные силы к животу и благочестию, оно – твердыня надежды нашей, Господь Иисус Христос есть наш Господь. Поэтому вся сила, весь плод Его Вознесения принадлежит собственно нам. Возшед на высоту Он пленил плен и даде даяния преимущественно нам человекам» (Еф. 4, 8). Поэтому-то сегодня Церковь в своих молитвословиях неоднократно призывает: «Вси язы́цы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее».
Господь всё сделал для нашего спасения. Но от нас самих зависит усвоение плодов совершённого Христом Спасителем. Своим вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители, но пойдем ли мы по этому пути или остановимся где-либо на полдороги, зависит от нас. Спасение не только дело Божие, но и дело человеческое. Если мы верим во Христа, ценим свои души и желаем наследовать вечную жизнь, то мы должны заняться устроением своих душ, «чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем и вложившему семена оного». Сын Божий спасает нас не без нас, как и Дух Святой освящает нас не без нас. Многое мы получили свыше, не малое мы должны и сами приобрести. При благодатном даровании от Бога и наша воля должна употребить неослабное усилие. Каждый из нас должен сам идти к Богу, и тогда Господь пойдет к нам навстречу, тогда пребудет на нас благословение возносящегося Господа, а в день последнего Суда легко подымемся в наше вечное Отечество. На древних иконах Страшного Суда изображаются души праведных, летящие по зову гласа Божия к Горнему Престолу. Летят они легко, свободно, с радостными устремленными горе взорами. Здесь же показывается и состояние душ грешников, не трудившихся при жизни над стяжанием Царства Божия. Они также хотят лететь вверх и немного подымаются над бездной тьмы, хотя и с трудом, но быстро падают.
Так великие наши праздники – это не только воспоминание о том или ином евангельском событии, событии церковной истории, но это и наши светильники, указующие нам верный путь к жизни вечной.
Будем же, дорогие христиане, с верой и любовью идти по пути совершенствования наших душ и устроения наших тел для вселения Духа Святого, чтобы в назначенный Промыслом Божиим для всех нас день мы легко могли вознестись туда, где ныне в сонме святых пребывает Господь наш Иисус Христос.
«Слава снисхождению Твоему Спасе, слава Царствию Твоему, слава Вознесению Твоему, Едине Человеколюбче!».
Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх