Причина написания Послания – разделения в Коринфской Церкви (1Кор.1:10–12)
В 1Кор.1:10 и сл. ап. Павел говорит о тех обстоятельствах в жизни Коринфской Церкви, которые заставили его писать. Ему стало известно, что среди верующих обозначались «разделения» (σχίσματα). Одни, чувствуя особую связь с Павлом, называли себя Павловыми, другие – Аполлосовыми, третьи – Кифиными (т.е. Петровыми), четвертые – Христовыми (1Кор.1:12). Апостол огорчён разделениями и хочет, чтобы коринфяне поняли их неправильность. Но тон Послания даже в этой части – спокойный. Очевидно, глубокого нарушения церковного мира не произошло. Некоторые толкователи сопоставляют коринфские разделения с константинопольскими спорами о преимущественном почитании кого-либо одного из трех вселенских учителей и святителей, которые закончились установлением общего им праздника (30 января). Не исключена возможность, что Аполлос привлекал к себе своим красноречием (ср. Деян.17:24–28), до которого греки были очень падки. Они могли предпочесть его Павлу, который, по собственному признанию, красноречием не отличался (ср. 2Кор.11:6 и 2Кор.10:10). В современной науке было даже высказано мнение, что Павел заикался. Но упоминание Кифиных и Христовых позволяет думать, что в Коринфе работали и иудаистические агитаторы. Они могли противополагать Павлу Петра и ссылаться на то, что знали Христа во дни Его общественного служения. Но в то время, когда ап. Павел писал 1Кор., их влияние, по всей вероятности, ещё не успело сказаться. Павла, по-видимому, сильнее беспокоили те разделения, которые были связаны с противопоставлением его и Аполлоса и к которым он возвращается ещё несколько раз (1Кор.3:4 и сл., 1Кор.4:6, ср. ещё упоминание Аполлоса в 1Кор.16:12).