Проповеди на праздники:

Причина болезней. 1894 г.

Причина болезней. 1894 г.

В евангельском чтении нынешнего воскресного дня святая Церковь предложила нашему вниманию повествование об исцелении Спасителем нашим одного расслабленного. Господь, по обычаю Своему, проповедовал. Народу собралось так много, что подойти близко, особенно принести больного, не владеющего ногами, не было никакой возможности. Но горячая вера, пламенное усердие, сердечное желание всегда превозмогут препятствия. Несшие больного раскрыли крышу того дома, в котором был Спаситель, и сквозь разобранный потолок спустили расслабленного к ногам Спасителя. Господь не отверг веры и усердия. «Чадо, - сказал Он расслабленному, - отпущаются тебе грехи твои». А когда присутствовавшие здесь враги Иисуса Христа стали упрекать Его за то, что Он простил грехи и тем взял на себя дело, которое прилично только Богу, то Спаситель доказал им, что Он-то и есть истинный Бог и что прощение грехов равносильно исцелению от болезни. Потом Он сказал расслабленному: «Возьми твою постель и иди в дом твой». И больной, не владевший прежде ногами, пошёл, прославляя Бога, и весь народ славил Иисуса, как Господа-Чудотворца.

В этом священном повествовании обратите, братья, ваше внимание на то, какими словами Спаситель исцелил больного. Не сказали Он ему сразу: возьми твою постель, не сказал ему прямо об исцелении от болезни, а объявил ему о прощении грехов: «чадо, отпущаются тебе грехи твои». Нет сомнения, Господь хотел этими словами вразумить расслабленного, а святое Евангелие, повествующее об этом, и святая Церковь, предлагающая нам сегодня рассказ об этом событии, хотят вразумить нас с вами. Чему же поучают эти слова? Об этом сегодня и будем беседовать. Известно, братья, что на свете ничего не бывает без причины. И болезни, которым подвергаются люди, не появляются так, ни с того, ни с сего, а имеют также свою причину. Чтобы устранить, например, пожар, надобно устранить причину пожара и затушить огонь. Чтобы прервать болезнь, надобно устранить причину болезни. Врачи и знатоки лечения так и делают: они главное усилие направляют на то, чтобы уничтожить причину, корень болезни. Это вполне понятно. Но вот странное явление! Сколько ни стараются наши врачи, сколько ни употребляют они лекарств, а болезни всё-таки свирепствуют в роде человеческом. В наше время искусство лечить особенно стоит высоко, и много есть врачей действительно знающих, таких, что действительно могут принести пользу больному. Чего только ни придумал, чего ни изобрёл ум человеческий! Больницы теперь и в городах, и в сёлах, аптеки наполнены лекарствами. Что же, меньше болеют люди, чем прежде? Едва ли. Напротив, как бы в насмешку над всеми усилиями людей, с каждым годом стали появляться такие болезни, о которых прежде люди и не слыхали. Отчего все это? Очевидно, оттого, что не уничтожается главная, коренная причина всех болезней. Обыкновенно причину болезней полагают во влиянии дурной погоды, нехорошей пищи, плохой одежды, неудобного жилища и стараются действовать на эти причины. А между тем, люди продолжают болеть, и никто, при соблюдении всех предписаний врачебной науки, не остается жить на земле вечно; все умирают. Положим, у бедного человека пища недостаточная, грубая, от которой легко заболеть; у него и жилище, и одежда так плохи, что едва защищают от действия дурной погоды; он и трудится слишком много. И бедняку, действительно, не трудно заболеть. Но почему же богатые-то люди, у которых и жилье удобное, и пища вкусная и питательная, и труд не изнурительный, а часто совсем никакого труда нет, - почему они, при всех жизненных удобствах, подвергаются болезням и, ведь, правду сказать, болеют чаще и сильнее, чем бедные люди? Отчего многие святые люди, которые жили в пустынях и пещерах, скудно питались, плохо, а то и совсем не одевались, имели самое неудобное жилье, проводили весь век в трудах и в гонениях, отчего они часто жили по сто и более лет и мало болели? Ясно опять, что дурная погода, пища, одежда, хотя действительно и служат причиной болезней, но причиной не главной, не коренной, второстепенной. Какая же причина главная? Эту главную причину указал Сам Спаситель при исцелении расслабленного: «отпускаются тебе грехи», сказать Он больному, и этим ясно показал, что главною причиною болезней служат грехи, что избавиться от грехов, значит, уничтожить болезнь, вырвать ее с корнем; это и показал Господь на примере расслабленного.

И если бы спросили, что нужно больше всего помнить христианину, чего опасаться, то ответ один: помни, что грех погубит твою душу и твоё тело, и поэтому бегай греха, борись со злом; в этом задача жизни, в этом единственное средство спасения. Было время, люди в раю не заботились о пище, одежде и жилище, были они безгрешны, - не знали тогда и болезней. Но только что сделан был первый грех, понадобилась пища, одежда, явились и болезни, и все несчастия людей идут с тех пор, как они сделали первый грех. Все же первые потомки Адама и Евы жили очень долго, по 900 и более лет, и мало болели. Но чем дальше шло время, чем больше грешили они, тем больше и сильнее проявлялись среди них болезни, тем больше и больше сокращалась человеческая жизнь. Могут спросить: отчего же дети безгрешные и люди Божии, святые также болеют и умирают? Оттого, что нет на земле совершенной святости, оттого, что со времени греха Адама все мы в беззаконии зачинаемся и в грехах рождаемся. И ребёнок невинный, как он ни мал, уже в детстве, ещё ничего не понимая, обнаруживает уже злобу, упрямство, мстительность, неповиновение; и святые Божии люди имели грехи юности. Спросят и ещё: отчего же часто явные грешники - пьяницы, обидчики, блудодеи пользуются здоровьем? Друг мой! Не смущайся и не обманывайся этим. Бог, по милости Своей, долго щадит грешника, долго даёт ему средство и возможность покаяться: но когда мера долготерпения переполнится, не видел ли ты, как пьяница умирал без покаяния на улице, как вор был убит на месте преступления, а часто оставлен без погребения, как блудодей нежданно свалился, как зависть и ненависть сгоняют краску с лица, лишают сна и покоя? Смерть грешников люта, - говорит слово Божие. Вот что делает грех. Он всё отравляет, к чему бы ни прикоснулся. Думалось Еве, что чрез грех будет она подобной Богу, согрешила - и лишилась навеки счастья. Думалось блудному сыну в притче евангельской, что, отделившись от доброго отца и начав жить блудно, получит он счастье, - а кончил тем, что питался пищей свиней и то не вволю. А теперь с нами что делает тот же грех? Естественно человеку и необходимо есть; придёт грех - и еду обращает в обжорство; естественно человеку питье, иногда для подкрепления сил и питьё вина; придёт грех - и естественное дело обращает в пьянство; естественно, видя доброе у соседа, и себе стремиться к тому же; придёт грех - и это невинное соревнование обращает в грубую зависть, в низкую ненависть. Так всё, к чему прикоснётся грех, всё он оскверняет, всё загрязняет, загрязняет даже, по-видимому, доброе дело. Иной богач строит церкви, делает пожертвования в пользу бедных, открывает училища: кажется, совсем хорошее дело, а на деле - пришёл грех и заставил этого благотворителя искать чести и славы за свои благодеяния, требовать наград и орденов. И стало доброе дело худым, и вместо пользы душевной принесло вред. Что же, приносит ли грех в этих случаях удовольствие? Но кто же не знает, как тяжело делается обжоре после еды, как скверно на душе у пьяницы после отрезвления, как тяжко на сердце у завистника, у скупца и честолюбца? А муки совести у грешников? Не хотел ли тысячу раз богач, разбогатевший нечестно, воровством и обманом, кровью и потом других, не хотел ли он лишиться всего, что он имеет, лишь бы возвратить себе покой духа? А смерть, а суд, ад и вечные мучения, - это не отравляет ли жизнь грешнику? Так, братья, грех только издали заманчив, только обещает удовольствия, а на самом деле лишает нас навеки счастья. Это красивая змея, к которой если подойдёшь близко, то будешь смертельно укушен. Только добрая, благочестивая жизнь даёт человеку счастье.

Будем же, братья, стараться избегать греха, как главной и коренной причины наших болезней, всех наших зол, бед и несчастий. Мы спим, и вокруг нас тёмная ночь греховная. Внимайте же слову апостола: «бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь», или как ныне читали: «будьте тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе». Час уже нам от сна воcстати: нощь уже прейде, а день приближися. Отложим дела тёмные и облечемся во оружие света. Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 78-82.

Проповеди на праздники:

Наверх