Проповеди на праздники:


Преподобный Серафим Саровский. 1960г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Один современный духовный писатель, написавший краткое житие преподобного Серафима Саровского, начинает его следующими словами: «Преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский - это лучшие жемчужины в сокровищнице русского Православия. Это две величайшие вершины русского народного духа. Их надо знать каждому русскому человеку».

Особенно же необходимо знать о почти современнике нашем- преподобном Серафиме Саровском, память которого ныне совершает Святая Православная Церковь. Он был современником А. Пушкина и умер в 1833 году, а в 1903 году был причислен к лику святых.

Так, преподобный Серафим явился ярким светильником перед  самым  тяжелым и страшным периодом русской  истории, в который ворота Святой Троице-Сергиевой Лавры, этого оплота русского Православия, основанной преподобным Сергием Радонежским, затворились, и лампады над гробницей  великого  святого погасли. Другими словами, преподобный Серафим жил перед страшным периодом нашей  истории,  ныне  нами  переживаемым.   Он явился  именно в  это время для того, чтобы помочь нам понять, осветить и пережить это страшное лихолетье. Преподобный Серафим своим духовным оком видел нашу современность. Он предсказал ее и освятил своими заветами наш теперешний путь. Преподобный Серафим Саровский, предприняв величайший подвиг поста и молитвы, достиг поразительных высот духовной жизни, которые сравняли его с великими  отцами  и подвижниками древности. Он в век расцвета материализма всем показал силу духа в человеке. Он фактом своей жизни доказали убедил колеблющихся в достоверности житий святых и возможности чудес в нашем грешном мире.

Так будем внимательны к его словам, к его учению, к его заветам и ко всей его святой жизни.

Прежде всего, святой  Серафим  учил,  что  самым  главным  делом  для  христианина  является  молитва. «Молитва - путь ко Господу»-, говорил он. В своей знаменитой беседе с Мотовиловым  о цели христианской жизни преподобный Серафим указал, что цель христианской жизни состоит в «стяжании Святого Духа Божия».

«Конечно, - говорил преподобный, - всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в наших руках, как оружие для стяжания благодати Духа.

Исключительны по силе и красоте его слова, поясняющие сказанное. «Захотели бы вы, - говорил он, - например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла. Захотели бы нищему подать, да нищего нет или нечего дать. Захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по служению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете. Захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже нет сил или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность богатому и бедному, знатному и простому, сильному и слабому, здоровому и  больному, праведнику и грешнику». Молитва, являясь беседой с Самим Богом, по учению преподобного Серафима, есть «непобедимая победа». Преподобный Серафим пламенел в молитве и в любви к Богу и ближним. Поэтому не без особого Промысла Божия дано  было  ему при  пострижении имя Серафим, что значит «пламенный». Имея в себе такую любовь, преподобный Серафим каждого человека приветствовал словами: «Радость моя! Христос воскресе!» И всегда учил, по заповеди Божией, не делать разницы между людьми ни по сословному  происхождению,  ни по богатству, ни по положению, ни по образованию и т. п., а ценить человека по его душевным качествам, ибо каждый человек имеет в себе образ и подобие Божие, и дал по этому поводу прекрасный урок.

Однажды пришла к нему за благословением одна гордая помещица в сопровождении крепостной девушки. Преподобный Серафим, не благословляя барыню, трижды спрашивал ее: «Кто эта особа с вами?» И трижды получал ответ: «Моя крепостная девка». Тогда преподобный старец наклонился к ней и тихо сказал: «Не девка, а девица, и притом много лучше вас».

«Если враг рода человеческого, - учил преподобный Серафим, - часто заставляет тебя нравственно падать, соблазняя чем-нибудь, против чего у тебя не хватает силы бороться, умножай, усиливай, удесятеряй свои покаяния и молитвы тотчас после совершения греха твоего, и тогда диавол перестанет тебя соблазнять, ибо не захочет давать повод к усиленной молитве». «Стяжи мирный дух, - говорил он, - и тогда тысячи спасутся около тебя».

Огромное духовное наследство оставил нам преподобный Серафим Саровский, знать которое и пользоваться которым,  особенно теперь в нашей стране, необходимо каждому православному христианину.

В заключение считаем необходимым привести исполненные глубокого значения слова преподобного Серафима, не раз повторенные при жизни своим духовным чадам: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите. Как вам время, вы и пойдите, - и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами и чем бы вы не скорбели, придите  ко мне, да всё горе  с собой  принесите на мой гробик. Припав к земле, как живому всё и расскажите, и услышу я вас. Вся скорбь ваша отлетит и пройдет. Как вы с живым всегда говорили, так и тут. Для вас я живой есть и буду во веки...»

Будем помнить эти слова завещания преподобного и чаще молиться Богу, прося молитвенного заступления за нас у преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца.

Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас!

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх