Проповеди на праздники:


Преподобный Серафим Саровский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В жизни русского народа совершаются необычайные события, свидетельствующие о милости Божией к нам. Для каждого периода русской истории Господь посылал таких подвижников, которые были нужны русскому народу для поддержания веры и спасения отечества.

Один из таких подвижников (ближайший к нашему времени) есть преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец, память которого мы сегодня празднуем. Он отдал всего себя на служение Богу и людям. Для этого он предпринял величайший духовный подвиг молитвы и поста и достиг необыкновенных, поразительных высот духовной жизни, которые сравняли его с великими отцами древности.

Вторая половина 18 века и особенно первая половина 19 века в России были пагубными для веры православной и соблазнительными для русского народа.

1. Новые общественные и государственные течения того времени вносили равнодушие и даже неприязнь в православную среду.

2. Развивавшийся рационализм надмевал ум человека, и человек уходил от Бога. Нужна была духовная сила, нужно было чудо, чтобы указать на опасность отхода людей от Бога, а главное, нужен был  пример приближения к Богу. И вот явился в это время пламенный

светильник, преподобный Серафим, который осветил всю тьму и ложность рационалистичекого миропонимания и показал миру, что вера Христова вечна, и есть единственная реальная сила, могущая всегда поднять и восстановить человека, и дать ему жизнь вечную.

Но чтобы стать светильником веры Христовой и служить миру, ему нужно было пройти трудный путь духовного созревания. Чтобы уяснить путь его духовного созревания, укажем на один из его многочисленных подвигов - подвиг стояния на камне 1000 дней и 1000 ночей. Когда он переживал самое тяжелое испытание как бы оставленности Богом и связанные с ним искушения, он становился на камень в лесу ночью, с поднятыми вверх руками, и молился о прекращении этого страдания. Простояв в такой молитве целую ночь, он получал просимое на короткое время, а затем снова ему подвергался. Тогда он снова и снова вставал на молитву на камне: днем в келье, а ночью в лесу. Так он простоял 1000 дней и 1000 ночей. Наконец, в награду за свой сверхмученический подвиг он был удостоен явления Самой Царицы Небесной, Которая обещала навсегда избавить его от этой муки. Но как многие люди, ослепленные своим надменным умом, зараженные рационализмом, бросают укор святым, считая их эгоистами, думающими только о себе и спасающими только себя. Так, например, один публицист, говоря о конце 18 века, эпохе крупных революционных движений, писал: «Дух Божий и дух тьмы столкнулись, как два урагана в крутящемся смерче революции; рушились царства, гибли народы, а он (преподобный Серафим) стоял тысячу дней на камне в безмолвной молитве. Люди боролись с людьми за будущность мира, а он боролся с бесами за себя одного». Но жизнь - лучший учитель. Теперь мы видим и знаем, к чему ведет революционная борьба за формальное право - ведет к величайшим в мире бесплодным страданиям, к потере самого права и человеческого достоинства, к власти сатаны. Преподобный же Серафим Саровский по окончании своих подвигов, по чудесному повелению Божией Матери открывает двери своей кельи и принимает всех, ищущих спасения. Сотни тысяч людей приходили к преподобному Серафиму, так что за один день у него бывало больше 1000 человек, и получали помощь - помощь не призрачную, а действительную, врачующую людей. Таким образом, в результате своих подвигов преподобный Серафим получил все нужное от Бога для помощи людям: дар учительства, исцелений, чудес и прозорливости. Он учит нас о цели христианской жизни, о стяжании Духа Святого. Он поучает, чтобы горделивый ум наш не превозносился, а подчинился бы сердцу, т. е. надо «умом стоять в сердце», говорил также об этом еще один древний подвижник.  Он указывает  на молитву, как на основу духовной жизни. Молитва наша есть беседа с Богом. Она есть дыхание души христианина: кто не молится, в том дух умирает, тот заживо умер. «Молитва, как говорит преподобный Серафим, есть непобедимая победа». Весьма интересен рассказ строителя Высокогорской пустыни Антония о беседе его с преподобным Серафимом, раскрывающий сущность, или психологию прозорливости. Случилось так, что Антонию пришлось присутствовать при разговоре преподобного Серафима с одним купцом, которого ранее он совершенно не знал, а между тем он стал говорить купцу обо всех его пороках. Купец от проникающих в душу слов преподобного Серафима вышел из кельи весь в слезах. Удивленный Антоний спросил преподобного Серафима: «Да как  же  вы,  батюшка, не спросили ни одного слова от купца, и всё сказали, что ему потребно?..» Святой преподобный Серафим ему ответил (приводим дословно ответ преподобного Серафима, как он был записан Антонием): «Он (купец) шел ко мне, как и другие, как и ты шел, яко к рабу Божию. Я грешный Серафим так и думаю, что я грешный раб Божий, что мне повелевает Господь, как рабу Своему, так я и передаю... первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, что у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для пользы. Как железо ковачу, так и я передаю себя и свою волю Господу Богу. Как Ему угодно, так и действую; свою волю не имею, а что угодно Богу, то и передаю».

И со смертью преподобного Серафима помощь его людям не прекратилась, а,  наоборот,   распространилась  и   распространяется и в наше время уже и за пределы своего отечества. Известны случаи исцелений по молитвам к преподобному Серафиму и среди иностранцев, в частности, здесь, в Америке. Из всего огромного духовного наследства, оставленного преподобным Серафимом Саровским, нам необходимо особенно помнить его следующий завет (в наш век гордости, себялюбия и осуждения других, желающих спасать других, а о себе забывающих): «Спасайся сам, и тысячи других вокруг тебя спасутся».

Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас! 

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх