Преображение
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы празднуем день, событие Преображения Господня, которое имеет глубокий смысл и значение для каждого из нас, для всей земли, для всего космоса.
Сущность его в том, что всему миру надлежит в свое время измениться, преобразиться божественной силой, преобразиться из мира страданий, греха и смерти в мир высшей радости, великой святости и вечной жизни. На это Господь наш Иисус Христос много раз давал прямые указания, пока не показал примером на горе Фаворе. Перед этим Он провел беседу со Своими учениками. Во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос спросил однажды Своих учеников: «За кого Меня почитают люди?» Ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илью, иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Стремительно Симон Петр отвечал за всех: «Ты Христос, Сын Бога живого». С этого момента Христос начал открывать ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть. И тот же самый Петр, который только что исповедовал Его Христом, Сыном Божиим, стал прекословить ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» Христос же сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (см. Мф. 16, 13-23).
Почему Петр прекословил Господу? Да потому, что сам полностью не вмещал в себе всего смысла искупительного дела Спасителя. Не нашлось ни одного человека на земле в то время, который бы мог вместить в себе истину Христову.
Почему же так произошло? Почему весь еврейский народ, хранивший слово Божие, не мог принять Христа? Почему ученикам сказал Христос, чтобы они не говорили, что Он есть Христос-Мессия, и Сам Себя почти никогда не называл Мессией?
Дело в том, что евреи, по гордости своей человеческой, истолковывали пророческие предсказания о Мессии в смысле чистого земного владычества и ждали Мессию, как земного царя, который возвратит их стране национальную независимость и покорит под их власть все народы земли.
Но Иисус Христос пришел в мир, как на то было обетование Самого Бога после грехопадения людям и потом предсказывали пророки, для того, чтобы открыть путь всем людям на небо, для вечной жизни.
И Христос воздерживался называть Себя Мессией, т. к. еврейский народ, опутанный этим заблуждением и предрассудками, приветствовал бы Его как своего Царя. Начались бы восстания в народе и репрессии со стороны римлян. Христос же и тени не допускал политической окраски Своей деятельности. И только в беседе с самарянкой Христос объявляет, что Он Мессия, потому что самаряне не были подвержены таким заблуждениям.
И потом, в конце Своего служения, когда Каиафа спросил Его перед Синедрионом: «Ты ли Христос?», т. е. Мессия, Господь дал ясный и определенный ответ: «Да, Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Ибо здесь Христос говорил во свидетельство всем временам и народам.
Вот и апостолам Христовым было трудно сразу отойти от чувств и ожиданий своего народа, в котором они выросли, и потому трудно было им понять смысл предстоящих крестных страданий Спасителя.
Ожидание земного Царства Мессии мы видим и у других близких учеников Христа, Иакова и Иоанна Заведеевых, когда мать их просит Христа, чтобы «сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем», имея в виду, конечно, земное Царство.
И вот, как видите, даже самые близкие Его ученики, с которыми Он был неразлучно, не могли в полноте вместить Его проповедь: апостол Петр уговаривает не идти на смерть, апостолы Иаков и Иоанн просят славы в земном царстве Его.
И вот тогда Господь уже не словом, которое они в полноте могли понять только после снисхождения на них Духа Святого, а действием показывает славу Свою, славу, как Единородного от Отца, славу Царства Небесного, а не земного. Славу, которая преобразит сердце каждого человека, преобразит весь земной мир.
Христос берет этих трех учеников на гору Фавор для молитвы. И во время молитвы преобразился перед ними. Лицо Его было, как солнце и одежда бела, как снег. И два мужа, явившись во славе, то были Моисей и Илья, беседовали с Ним об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Потом светлое облако осенило их, и был глас из облака, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Taк Господь показал делом, примером смысл Его прихода в мир.
Преображение Господне имеет особенную важность для учеников Христа, а через них и для всех верующих.
Преображение Господне:
озарило души апостолов светом духовным,
просветило ум их несомненным познанием божественного достоинства Иисуса Христа и тайны пришествия Его на землю,
дало уверенность во всех обетованиях Его,
и согрело сердца их любовью к Спасителю, вплоть до пожертвования всем земным для премирного Царства Его.
Кроме того, Иисус Христос с очевидной ясностью показал два естества, соединенных в Его Лице, как в Богочеловеке, т. :к. здесь свет Божеского естества просиял через завесу человеческой плоти.
Итак:
Господь показал на горе Фаворе Своей славой, что Он есть истинный Мессия, Христос, Сын Божий.
Явившиеся пророки Моисей и Илья показали ученикам, что предвиденный законом и предсказанный пророками Мессия должен через страдания войти в славу Свою, что явилось еще лишним доказательством, что Христос пришел «не нарушить закон, а исполнить».
И, наконец, осеняющее их облако было окончательным доказательством присутствие Иеговы - Бога Отца. Вспомните, как в виде облака, покрывшего гору Синай, явился Бог израильскому народу, чтобы дать ему Скрижали Завета. Или как по окончании постройки Соломоном храма, когда внесли в него Ковчег Завета, слава Господня в виде облака наполнила храм и т. д.
Глас же Божий прямо указывал, что Иисус Христос - Сын Божий, и заповедовал: «Его слушайте». Этими словами Отец Небесный как бы говорил: «Хотите достигнуть этого? Так слушайте же, что Он будет говорить и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно достигните и вступите в область Света, который будет обнимать вас не извне, а изнутри исходить будет».
Христос же говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца». И вся любовь Христа к Своему Отцу Небесному проявилась в послушании Его воле, и смирении. Христос пришел раскрыть имя Бога, которое есть любовь. Без любви смирения быть не может, иначе оно будет насилием, Христос показал сущность любовной помощи Божией - быть слугой, а не господином. Он дает пример - умывает ноги Своим ученикам. Он, Сын Божий, через Которого всё сотворено, смиренно исполняет волю Отца Своего, принимает неправедный суд человеческий, и из-за любви к людям и Своему Отцу смиренно принимает страшную и позорную казнь на кресте, ради нашего спасения. Kaк овца, был Он веден на заклание, и :как агнец пред стригущим его был безгласен (деян. 8, 32). Поистине, неисследима глубина смирения Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Дорогие друзья! Если мы хотим слушать слово Христово, жить со Христом, если мы хотим, чтобы и нас осиял свет Фаворский, то в первую очередь мы должны осуществить одну из основных христианских добродететелей- смирение. Но, к сожалению, говорить о смирении в наше время - это говорить о том, чего нет. Современное человечество считает понятие смирение нелепым и ненужным, оно нарушает целостность его мироощущения. Каждый шаг современного человека, будь то житейский, общественный, государственный, научный, художественный, за некоторым исключением, - является образцом гордыни. Гордость лежит в основе построения нашей современной жизни. Потому говорить о смирении - это всё равно, что разрушать наши идеи, представления, общественные идеалы, переиначить смысл гениальных художественных произведений. Всё это потому, что современный человек живет без Бога. Для неверующего смирение как бы уничтожает человека. Чтобы жить без Бога, нужно верить в собственные силы свои. Смирение же говорит: не мы делаем, а Бог через нас делает- вот христианское сознание, выше которого нет. Вручить себя, свою жизнь, всякое свое дело Богу. Вот смысл земной жизни. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5, 6).
Гордость же лежит в основе зла, возгордился сатана пред своим Творцом и пал, возгордился еврейский народ, отказавшись от смирения, и не принял Христа.
Христос же, в первую очередь, открылся и открывается тем, :кто смирен сердцем своим. Первой о воплощении Спасителя узнала Пресвятая Дева Мария, Которая была высшим образцом смирения и любви. Первая весть о рождении Спасителя дана была пастухам, :которые далеки были от гордых вожделений своих вождей.
Но вот все мы хотим преобразить наш мир, мир страданий, болезней и пороков. Но он всё полнее и гуще наполняется ненавистью, злобой и эгоизмом. Создаются партии, конференции, конгрессы, пишутся меморандумы и договоры, но ничто не может преобразить человека, если в нем нет смирения, любви и милосердия. Потому что современный мир живет без Бога - без любви. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих»... «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», - говорит слово Божие.
Только со Христом и во Христе осияет нас свет Фаворский, свет преображения, преображения каждого человека изнутри и всего страждущего мира.
Аминь.