Преемство церковной жизни в четвертом периоде
Отличительными особенностями новой эпохи надо признать, во-первых, отсутствие тех объединяющих начал, которые связывали между собой отдельные христианские Церкви в течение третьего периода истории апостольского века, и, во-вторых, возникновение новых проблем. Но резкого перерыва в жизни Церкви мы не наблюдаем. Наоборот, те пути, по которым она течёт в последнюю треть первого века, были намечены уже в предыдущую эпоху. Это касается и центров церковной жизни, и духовного преемства учения.
В течение третьего периода истории апостольского века главными началами, на которых держалось единство христианского мира, были наличие иерусалимского центра и деятельность ап. Павла. В 64 г. закончил своё земное поприще ап. Павел, а несколько лет спустя прекратила существование Иерусалимская Церковь. Если её завещанием было Иак., возникшее одновременно с Мф., то в точном смысле слова началом четвертого периода истории апостольского века можно считать тот момент, когда Иак. было получено в Риме. В это же время должно было стать известно вне Иерусалима и Мф. Наследие иудеохристианства было передано Вселенской Церкви, состоявшей в большинстве из язычников. Но нового иерархического центра на месте Иерусалима не возникло.