Предостережение против лжеучителей (2Пет.2–3:4)
Глава 2 есть предостережение против лжеучителей. Сопоставляя их с лжепророками в прошлом, ап. Петр говорит о них большей частью в формах будущего времени. После общей их характеристики в 2Пет.2:1–3а, он ссылается на примеры древних, заимствуемые им из Ветхого Завета, и доказывает неизбежность их наказания (2Пет.2:3б–22). Как и в Евр. (ср. Евр.2:1–4 и особенно Евр.10:26–31, 12:18–29), положение познавших Христа и снова пленённых миром с его сквернами считается особенно прискорбным (ср. 2Пет.2:20–22). В Ветхом Завете ап. Петр останавливается на грехе ангелов (2Пет.2:4: или плотское смешение по Быт.6:1 и сл., или уклонение от возложенного на них служения), на грехе допотопного мира (2Пет.2:5) и на грехе Содома и Гоморры (2Пет.2:6), которым противополагаются праведность Лота и его избавление, поучительное для современников ап. Петра, как поучительно для них и наказание грешников. Ст. 2Пет.2:10–16 посвящены характеристике тех грехов, о которых скорбит апостол. Это похоть, дерзость, любостяжание, а может быть, и осквернение агап. По всей вероятности, в 2Пет.2:13 надо читать не ἀπάταις (русский перевод: «обманами»), a ἀγάπαις. Эта последняя форма текста слабее засвидетельствована, чем наша, но она подтверждается параллельным местом Послания Иуды (Иуд.1:12), обнаруживающего, как будет показано, многочисленные точки соприкосновения со 2Пет. Апостол, по–видимому, думает о тех, которые обращают вечерю любви в греховное наслаждение. Как известно, Евхаристия составляла часть агапы. Обличая грешников, Петр ничего ещё не говорит об их догматических заблуждениях. Он держится исключительно практической сферы. И в 2Пет.2:17–19 он произносит оценку. Обличаемые им грешники впадают в небытие: такой смысл имеют образы 2Пет.2:17. И свобода, которую они обещают своим последователям, есть призрачная свобода (2Пет.2:19). Мысль апостола, по всей вероятности, о гностическом либертинизме, основанном на пренебрежении к плоти.
Глава 3 начинается указанием (2Пет.3:1–2), что в этом Втором Послании Петр напоминает слова пророков и заповедь Христову, переданную апостолам. Он думает, конечно, о Павле, учение которого он подтверждает. Возвращаясь к вопросу о лжеучителях, имеющих явиться в последние времена, ап. Петр касается, наконец, и теоретического основания еретической морали (2Пет.3:3–4). Это основание есть отрицание парусии. Мы знаем, что и Павлу было известно еретическое отрицание Воскресения, и он предостерегал против него Тимофея (ср. 2Тим.2:18). В ответ на лжеучение Петр настаивает на долготерпении Божием (2Пет.3:5–16, ср. особенно 2Пет.3:9 и 2Пет.3:15–16) и им объясняет то, что обетования Божии ещё не получили исполнения. Не ограничиваясь этим ответом, Петр даёт и положительное учение о последних временах.