Предостережение от обрезания (Фил.3:1–4:1)
Осведомление о личных планах апостола наводит читателя на мысль, что Послание приближается к концу. Неудивительно поэтому, что в науке была высказана догадка, не является ли большой отрывок Флп.3:1–4:1 интерполяцией позднейшего происхождения, хотя, быть может, и из другого, тоже Павлова, послания, в полном виде до нас не дошедшего. Эта догадка представляется слабо обоснованной, поскольку в истории новозаветного текста Флп. было известно во все времена не иначе, как в его теперешнем составе. С другой стороны, как уже было отмечено, отличаясь личным характером, оно и не обнаруживает большой строгости плана. Тем не менее течение мысли Павла может быть восстановлено без особого труда. В Флп.2:18 он звал своих читателей к радости, и этот же призыв звучит в Флп.3:1. В современной науке Флп. было названо Посланием радости. Можно думать, что апостол увидел то, что способно помешать радости, и, увидев, решил предостеречь своих читателей. Таким предостережением и является Флп.3:2. Против кого оно направлено? Упоминание обрезания заставляет думать о иудаистических агитаторах. К ним же, должно быть, относится и указание Флп.3:18–19. Но в русском переводе Флп.3:2 и Флп.3:3 одним словом «обрезание» переведены два греческих слова: κατατομή – в Флп.3:2, и περιτομή – в Флп.3:3. Только последнее значит «обрезание» в техническом смысле этого термина. Первое значит «отрезание» – иначе говоря, ап. Павел и здесь, как и в Гал.5:12, приравнивает обрезание к оскоплению. Истинное обрезание относится не к плоти, а к духу (Фил.3:3). Эти мысли ап. Павел высказывал и в Рим. (Рим.2:25–29).
Отношению к обрезанию ап. Павел учит своих читателей на собственном примере. Ради Христа он отказался от всех иудейских преимуществ по плоти (Флп.3:4–7) и даже больше, от всех преимуществ по человечеству вообще. И цель его отречения есть участие в Воскресении Христовом через соучастие в Его Страстях (Флп.3:8–11). Он договаривает тем самым недосказанное в учении о кеносисе Флп.2:6–11. Он ждёт в эсхатологическом свершении и преображения тела нашего смирения в сообразии с прославленным телом Христовым (Флп.3:20–21). Филиппийцы должны подражать Павлу. Его путь последования за Христом должен быть и их путём.