Проповеди на праздники:

Предложение Преосвященного Андроника, епископа Омского и Павлодарского Омскому Епархиальному Училищному Совету

Предложение Преосвященного Андроника, епископа Омского и Павлодарского Омскому Епархиальному Училищному Совету

Наш Омский степной край древесными насаждениями бедный. Между тем всем хорошо известно, какое важное значение для климата и для сельского хозяйства в самом широком смысле имеет лесонасаждение.

Но, к сожалению, в народе нет любви и внимания и к тем случайным деревцам, которые встречаются в окружающей природе: взрослые без всякой пощады и соображения вырубают и последние деревья, а дети, не видя доброго примера во взрослых, прямо-таки озорство проявляют к древонасаждениям и даже вообще к окружающей природе. Дети ломают и подрезывают деревья, зорят птичьи гнезда, мусорят пруды, ручейки и колодцы. Очевидно, не воспитано в народе вообще и в детях в частности чувство любви и бережного отношения к природе.

Однако данное явление не бесследно и для народных нравов вообще. Одновременно с ним возрастает грубость нравов, хулиганство в разных видах, жестокость в отношениях к людям, к животным и ко всему в жизни. Очевидно, и семья и школа не воспитывают противоположных навыков, расположений и свойств характера. Даже больше: одновременно с увеличением грамотных возрастает и понижение нравов, и народная грубость, и хулиганство. Много тому найдется причин. Но самое важное то, что, очевидно, школа не ставит своею целью облагородить учащихся, привить к ним добрые чувства и навыки. В книжках же они часто читают все, что прививает к ним все отрицательное и грубое. Все это очевидно и несомненно. Посему долг школы – позаботиться о серьезном воспитании учащихся во всех добрых навыках и чувствах.

В данный раз нахожу нужным призвать все церковные школы Омской епархии только к одному делу: наступающею весною, а затем и осенью непременно устроить по всем школам древонасаждение при помощи самих школьников. В нашем степном крае это дело не легкое. Ибо прежде всего не везде найдутся деревья для посадки, не везде удобна будет и непременная поливка деревьев. Вот это и нужно все заблаговременно сообразить и принять соответствующие меры к тому, чтобы все было вовремя и в достаточном виде сделано и приготовлено.

Епархиальный Училищный Совет посему войдет в сношение с действующими в пределах епархии обществами садоводства и древонасаждения, с фермами садоводства и с прочими соприкосновенными властями на предмет исходатайствования бесплатного отпуска или по крайней мере дешевого отпуска древесных и фруктовых черенков для посадки их. По сношении Совет выработает порядок и условия получения древонасаждений по местам. Если где окажутся благоприятствующие местные к тому условия, то, конечно, сношения о сем и не потребуются.

По выяснении сего заведующие и учащие школ примут меры к тому, чтобы и население приняло участие в данном деле древонасаждения, а вместе с тем посодействовало бы и правильному способу орошения насаждений. Когда это будет выяснено и подготовлено, то следует назначить и определенный день для самой посадки деревьев, чтобы это было произведено дружно, радостно, воодушевленно и оставило бы у всех светлое впечатление детского праздника среди красавицы природы.

Пусть всякий мальчик или девочка непременно посадят свое деревцо, за которым ухаживали бы и во все время его роста до укрепления полного. Посадку начинать следует от школы, переходя к церкви или молитвенному дому, где таковые есть, а затем и к домам самих поселян. Пусть всякий ребенок от своих трудов украсит деревьями и свою родную хибарку, дорожа своим насаждением, а через это приучаясь дорожить и всяким деревцом, далее же научаясь ценить и любить и всю природу одушевленную и неодушевленную.

Конечно, необходимо принять меры и к тому, чтобы скотина не портила древонасаждений. Местные условия сами покажут, где и как удобнее это устроить.

И какою радостью засияют детские лица, когда дадут отростки посаженные ими деревца. С уверенностью можно сказать, что посаженные ими деревья составят предмет святой их заботы, а вместе и любования постоянного даже до старости. И, конечно, сами они не позволят кому-либо повредить дело рук своих, да, несомненно, не будут портить и чужого чего-либо.

А сколько радости и заботливости было бы у детей, если бы завести фруктовый сад, хотя бы самый простой, при школе, но с тем, чтобы дети получили по черенку того или иного садового растения и для своего домашнего огорода. И так незаметно и верно началось бы и садоводство в деревне самым естественным путем. И все это потом передавалось бы от теперешних детей к их будущим детям.

Вместе с тем дети проникались бы так свойственной русскому человеку, но теперь, к сожалению, исчезающею высокою и мягкою любовью к окружающей нас природе, так могуче возвещающей нам о своем и нашем Творце Боге. Мягкой душе дитяти всякая былинка в поле, всякая птичка в воздухе, всякий ручеек в камнях говорили бы о Боге, Которым полон весь мир, без Него близкий превратиться в ничто и рассыпаться. Да, ближе к природе – ближе и к Богу будет человек.

Итак, приближающейся весной, а потом и осенью должна быть произведена посадка деревьев учащимися всех церковноприходских школ Омской епархии. Пусть это производится и всякий год непременно. Епархиальный Училищный Совет распорядится о сем. А учащие в школах со своей стороны сделают вместе с заведующими все, чтобы это было возможно лучше и плодотворнее устроено. Да и всегда следует стараться прививать детям добрые навыки всякие, а вместе и любовь к кормилице-поилице природе, возвещающей нам о Боге. Бог на помощь в начале доброго дела.

29 января 1914 года

Проповеди на праздники:

Наверх