Празднование Ржевской иконе Пресвятой Богородицы. Параклисис Божией Матери. 1964 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистого Рождества!» Такими радостными песнопениями, возлюбленные во Христе братия и сестры, все концы христианского мира воспевают и прославляют Пречистую Деву Марию, удостоившуюся вместить в Себя Невместимого и быть Матерью Бога Всевышнего и тем самым содействовать нашему спасению. Когда лукавому змию-искусителю удалось прельстить первых человеков и тем разрушить их райское блаженство, когда смерть сделалась уделом всего человечества, тогда всемилостивый Бог благоволил в погибающее человечество посеять новое семя жизни и спасения. В слове осуждения змию-искусителю Господь сказал: «...вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и Семенем Тоя. Той твою сотрет главу» (Быт. 3, 15). И с этого момента премудрость Божия начинает устроять спасение человеческого рода, приготовляя и Жену, Которая могла бы вместить Невместимого.
Но можно ли было скоро обрести в зараженном силою греха человечестве жену столь чистую и непорочную, чтобы семенем ее мог бьггь Святейший святых? Протекают годы, века, тысячелетия, но Чаяние языков — Спаситель — не является на землю. И виновный пред Богом грешный род человеческий, не находя умилостивительной жертвы к Богу за грехи свои, изнемогает под бременем проклятия Божия и терпит все роды бедствий и страданий за вину свою. Человеческий род, однажды споткнувшийся, все больше и больше уклонялся от истинного пути Божия, заблуждаясь и пребывая во мраке греховной жизни. Более пяти тысяч лет длилась эта духовная ночь, в которой пребывало человечество, позволяя себе в это время совершать всякие гнусные, постыдные дела, омрачившись совершенно в своем разуме и рассуждении. Вот как об этом времени писали ветхозаветные пророки: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3 ,10 -18).
И вот, когда в последние дни семя зла достигло своих крайних пределов, когда уже, по-видимому, нельзя было ожидать торжества добра над злом, тогда промысл Божий являет миру Чистую Деву, Которая оказывается достойною соделаться Матерью Искупителя — Богочеловека. Можно ли не радоваться людям при созерцании очами веры этого радостнейшего события? Ибо настал конец человеческим страданиям, и близко время примирения людей с Богом! Она явилась Утреннею Звездою, которая воссияла среди греховного мрака и возвестила миру, что за Нею скоро взойдет Солнце духовное — Христос Спаситель, Который Своим божественным учением просветит всех, приходящих к Нему.
Родив Бога Слова, Пречистая Дева Мария стала Матерью Божиею. Но Она вместе с тем является сейчас и Матерью всего человеческого рода, в особенности рода христианского, и ходатайствует за нас как за Своих детей. И мы должны чтить Ее по достоинству, как Матерь Божию и как Матерь нашу Небесную, потому что Господь всех, в Него верующих, назвал Своими братьями (Мф. 12, 30. Лк. 8, 21), следовательно, и все христиане по благодати Божией являются детьми Матери Божией. И Она, дорогие, печется о Своих чадах и молится за них, принимая самое деятельное участие в судьбе каждого христианина от самого его рождения до самых последних дней его жизни. Однажды святой Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен на небо, где видел святых небожителей. На его вопрос: «А где же Царица Небесная?» — ангел ответил, что Она на земле утешает скорбящих, помогает больным и всем, находящимся в бедах и несчастьях.
Благаго Царя Благая Мати, Она — как знак Своей любви к земным жителям — оставила на земле Свои иконы, через которые являет Свои милости и источает токи чудес Своей благости всем, кто с верою и благоговением к Ней прибегает. Сегодня празднуется память иконы Божией Матери, именуемой «Ржевская». Краткая история этой иконы такова. В 1339 году в деревне Клочки Ржевского уезда Тверской губернии два вора задумали украсть в соседнем селе двух лошадей. И когда они свое дело сделали, то для сбыта покражи поехали на торжище, находящееся от них на далеком расстоянии. Спрятав лошадей в лесу, они пошли на торжище. Дорогой они увидели в лесу на дереве икону Божией Матери. Удивившись этому, они возвратились к себе домой и об этом сообщили своим односельчанам. Для расследования этого знамения был послан туда инок по имени Стефан, который, придя туда со ста прихожанами, увидел там крест на дереве и на некотором расстоянии от него икону Богоматери, висящую на сосне. Только Стефан снял икону, как послышался необыкновенный сильный шум и засиял необыкновенный свет. В это время от иконы получил исцеление находящийся тут человек, больной ногами. Когда же стали служить перед иконою водосвятный молебен, то одна слепая девочка тотчас же после молебна прозрела. И множество других чудес совершилось в это время у иконы — числом двадцать семь.
Пока икона пребывала на том месте, чудеса от нее текли ручьями. Только записанных было сто пятьдесят исцелений от этого образа. Чудесные исцеления не прекращались и в дальнейшем. Эту икону привозили в Москву, она и там являла свои чудесные знамения, исцеляя разных больных и недужных. В честь нее была в Москве выстроена церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери с учреждением туда (11 июля) крестного хода. Затем, когда сняли копию с этой иконы, ее отправили обратно в Тверскую епархию.
И нам ли, дорогие, не чтить Божию Матерь, когда Она так нас любит! Будем Ее любить и чтить, ибо мы Ей стольким обязаны. Будем всегда к Ней обращаться со своими нуждами, и Она исполнит все наши прошения.
«Радуйся, Мати Бога Вышняго, усердная Заступнице рода христианскаго!» Аминь.
11 (24) июля 1964 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)