Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 2017 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Крест – красота Церкви. Этими словами Церковь Христова прославляет Крест – орудие нашего спасения.
Мы слышали сегодня в чтении из Евангелия от Иоанна о последних минутах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. И мы знаем из того же Евангелия, из слов Спасителя, которые в этом Евангелии сохранены, о том, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него,не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3,17). Слова эти означают, что Бог отдал Своего Сына не на жизнь, а на смерть, отдал для того, чтобы Его смерть стала источником жизни для всякого человека, который в Него уверует и захочет последовать за ним. И крест – орудие самой страшной, самой мучительной и позорной казни – стал символом спасения.
Этот Крест Господень в начале IV века был явлен святому равноапостольному императору Константину. Вместе с Крестом он увидел надпись: «Сим победиши». Этим Крестом он одержал победу над своим противником, а затем одержал и множество других побед. Этот Крест он положил в основание своей христианской империи, которая просуществовала более 1000 лет. Этот Крест стал символом Христовой Церкви, на него мы взираем, ему молимся, осеняем себя крестным знамением всякий раз, когда возносим молитвы или отправляемся в путешествие, или когда просим Божия благословения на какое-либо дело.
Мы носим на себе нательный крест, чтобы благодать Божия охраняла нас через это знамение победы от всякого зла. Когда христианин умирает, на его могиле ставится крест в напоминание об этом человеке, а также для того, чтобы свидетельствовать о Крестной смерти Господа и Спасителя Иисуса Христа, искупившей от греха и смерти весь человеческий род и всех тех, кто пожелает последовать за Спасителем.
Мы прославляем Крест Христов, который был обретен при чудесных обстоятельствах. Как мы знаем из истории, город Иерусалим в 70-м году нашей эры был разграблен и сожжен войсками полководца Тита. После этого еврейский народ рассеялся по разным странам, а места христианского благочестия и поклонения пришли в запустение. И только когда император Константин уверовал во Христа благодаря этому чудесному знамению, он возжелал воссоздать Иерусалим как место, где пострадал Господь Иисус Христос, и направил святую царицу Елену, чтобы она произвела изыскания и обрела те места, которые были связаны с земной жизни Спасителя.
Как это происходило – мы в точности не знаем. Нам известно, что в Иерусалиме продолжали жить христиане, пусть их было и очень мало. И они продолжали помнить о том, где находились места, связанные с событиями земной жизни Спасителя. И они помнили, где находилась Голгофа, а также другие места, по которым ступали пречистые ноги Господа Иисуса Христа.
На Голгофе начались раскопки, и под слоем земли были обнаружены три креста одинаковой формы. И надо было определить, какой же из них принадлежит Господу и Спасителю. Для этого каждый крест поочередно был возложен на умершего (по другим источникам – тяжелобольного). После прикосновения креста Христова умерший воскрес, а тяжелобольной, как говорится в других источниках, тот час выздоровел. И тогда стало понятно, что именно это и есть животворящий Крест Христов.
После обретения Креста Господня Патриарх Иерусалимский вместе с народом торжественно воздвиг его, чтобы все люди увидели это крестное знамение. И когда он воздвигал его, весь народ восклицал в умилении: «Господи, помилуй!» В память об этом событии мы празднуем Воздвижение Креста Господня, и в кафедральных соборах на всенощной совершается чин Воздвижения Креста.
Сегодня мы предстоим перед Святым Крестом, вспоминая, прежде всего, Того, Кто был на нем распят, ибо та сила, которая от исходит от Креста, которая даровала победы благочестивым царям на протяжении веков, которая помогает и нам одерживать победы над диаволом, которая делает Крест красотой Церкви, ангелам славой и демонам язвой, принадлежит Самому Господу Иисусу Христу. Господь Иисус Христос Свою Божественную силу вселил в этот Святой Крест подобно тому, как в древнем ковчеге почивала и жила слава и сила Божия. Как говорит преподобный Исаак Сирин, после того как Господь Иисус Христос был распят и воскрес, эта сила и благодать Божия из древнего ковчега перешла в крест Христов.
Сегодня мы, поклоняясь Кресту Христову, ощущаем эту силу, питаемся ей и просим, чтобы Господь даровал нам силу для победы над нашими врагами. А кто наши враги? Это те, о которых апостол Павел сказал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6,12). Эти духи злобы поднебесной воюют против нас в окружающем нас мире, а также в нашем собственном уме, в нашей душе, в нашем теле, и нет более сильного средства для победы над этими мироправителями тьмы века сего, чем Крест Христов и заключающаяся в нем Божественная сила.
Не своей силой мы побеждаем демонов, но силой Божией, которая действует через Крест Христов. Эта сила особым образом воздействует на нас через Святые Христовы Тайны, когда мы причащаемся Пречистого Тела и Честной Крови Спасителя. Когда мы напитываемся этой Божественной благодатью, то Сам Господь вселяется в наш ум, душу и тело, и мы приобретаем силу, чтобы противостоять всем тем, кто борется против нас.
Будем сейчас поклоняться Кресту Христову как орудию нашего спасения, и просить, чтобы Господь даровал нам через Крест Христов благодатные силы для победы над всяким врагом и супостатом. И будем просить, чтобы Господь помогал нам нести наш собственный жизненный крест, следуя примеру Самого Спасителя, Который, как говорит апостол Павел, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2,8). Аминь