Правота и истинность веры православной. Слово на день памяти святого славного Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского и Тезоименитство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 1902г.
Правило Веры и образ кротости, воздержания Учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина... (Тропарь)
Двоякое торжество празднует нынешний день Россия и Православная Грековосточная Церковь: славную память великого Чудотворца, Святителя Николая Мирликийского и Тезоименитство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича.
Великими похвалами св. Церковь чтит сего Святителя и человека Божия как защитника и поборника Христовой Церкви и обличителя погибельных ересей, соблюдшего для нас вместе с другими св. Отцами святое Православие от козней еретиков и явившего в лице своем как образец веры, так и пример пастырской кротости и смирения и твердого воздержания от всех страстей, волнующих жизнь человека. От самого существа вещей, от самой жизни и дел св. Николай явился всему миру и всем векам правилом святой и спасительной веры Христовой и образцом всякой добродетели. Через свое смирение он достиг великой славы, а нищелюбием и бессребренностью стяжал богатство благодати Божией, столь великое, что чудесами своими наполнил всю вселенную и все века, на земле и на морях.
Святитель Николай жил в начале четвертого века, в конце гонений на веру христианскую от языческих императоров и в начале торжества ее при равноапостольном царе Константине, в самый разгар пагубной ереси (еретика) Ария, отвергавшего Божество Христово. Он присутствовал как защитник Веры правой на 1-м вселенском Соборе, и проявил особенную ревность в защищении Божественного достоинства Сына Божия.
Как тогда настояла нужда, так и теперь нужно всем нам для спасения души исповедовать твердо перед всеми следующую тайну благочестия: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Или: верно слово и всякого принятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Вот какую великую и спасительную тайну веры Христовой твердо и ревностно во всю жизнь свою исповедовал перед всеми св. Николай и за которую пострадал бескровно в последнее гонение. Вот это-то великое таинство благочестия – явление Бога во плоти на земле и основание Им св. Церкви православной, в которой Он всегда пребывает и будет пребывать до скончания века (се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века) – и мы в наше время должны твердо содержать и исповедовать перед всеми, – так как ныне и у нас в России появилось и дерзко проповедуется богохульное учение, отвергающее Божество Господа нашего Иисуса Христа – виновником и проповедником которого явился новый Юлиан и новый Арий граф Лев Толстой, дерзко поднявший свою седую голову против Христа и Церкви и увлекший за собою многих своих почитателей.
Святителю отче Николае, приди от высоты небесной и явлением твоим страшным обличи сего безумца, дерзающего не в сердце только своем, а явно и громко проповедовать, якобы Христос не есть Бог. Приди к нам с высоты небесной и обличи нынешних отступников, – нас они слушать не хотят, да и самого Евангелия и Церкви Христовой – они поставили caми себя выше Самого Христа и церкви Его. Казалось бы – пора людям перестать блуждать в вере или безверии и принять простыми сердцами спасительный свет Веры Христовой, озарившей все концы вселенной, – им просвещаться, оживотворяться, спасаться, и достигать совершенства, к которому мы предназначены. Ибо говорится в слове Божием: будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен. Какая вера жизненнее, действеннее, святее, премудрее Веры Христовой? Если стихийно ученые сыны века сего ослепили себе глаза, как древние Фарисеи и не хотят видеть ныне истины и животворности веры Христовой, то пусть обратятся они к славной истории Церкви от ее начала до ныне: ведь не вымышлена же она праздными людьми; ведь она взята от очевидцев и из дневников или хроник церковных.
Прочтите правдивое, точное описание гонений на христиан в первые три века, это живое изображение в бесчисленных видах самых кровавых, бесчеловечных мучений, претерпенных св. мучениками; смотрите, с каким мужеством и адамантовым терпением и с радостью переносили они самые страшные муки и шли на них как на праздник, как на брачный пир – и дайте здравое суждение об этом сверхъестественном явлении в жизни и подвигах страстотерпцев Христовых. Не сверхъестественная ли сила Божия укрепляла их в этих ужасных муках; не твердое ли убеждение в истине и животворности исповедуемой веры укрепляло их в терпении; не правота ли их совести перед Богом и людьми и твердая, непреклонная любовь к Творцу и чаяние вечной блаженной жизни в Боге на небесах?
Да, других причин такого дивного, сверхъестественного поведения мучеников вы не найдете, или они будут беспричинны и бездоказательны. И не сотни, не тысячи этих свидетелей правоты Веры Христовой пострадали от врагов веры язычников и Иудеев, а миллионы и десятки миллионов. Вот неложные, твердые свидетели истины нашей Веры и Церкви; они потому и называются греческим словом мартир – свидетель. Они и будут обличителями всех нынешних безбожников толстовцев, пашковцев, штундистов и всяких безверов на страшном суде Христовом. А читали вы историю христианского монашества на востоке? Как оно воссияло светом небесной, святой жизни, какою равноангельною жизнью преподобных мужей и жен, как оно торжественно оправдало всю истину и спасительность Евангельского учения; и было поддержкою для всего христианского мира; их богомудрые писания, служили и ныне служат источником утешения и назидания для всех верующих.
А наша Православная Россия разве оскудела преподобными своими? Не во всех ли концах ее почивают нетленные, чудотворные мощи св. подвижников? Идите в Киев, в Москву и за Москву – в Троицкую Лавру, в Соловки, к Нилу Столбенскому, к Нилу Сорскому, Иосифу Волоколамскому, Антонию Сийскому, к Новгородским, Нижегородским, Ростовским, Смоленским Чудотворцам и иным, коим нет числа. Не свидетельствуют ли все они, и жизнью и чудесами своими о спасительности нашей веры по Божественном ее основателе: – но – довольно. С избытком безмерным оправдана вера православная христианская всеми бесчисленными чадами ее. Что нам остается при таком множестве неложных свидетелей делать? – Твердо веровать, держаться всеми силами своей веры и Церкви и спасать свои грешные души.
Будем же, дорогие братья, твердо держаться своей св. веры, истина которой запечатлена бесчисленными свидетельствами – апостолов, мучеников, святителей, преподобных и всех святых, изучивших и прошедших делом и опытом всю истину, животворность веры Христовой, – и обновившихся через нее во всем своем существе, достигших вечного, тихого пристанища и блаженной жизни на небе; пора перестать нам заблуждаться в вере. С лишком пять тысяч лет до Христа мир заблуждался и поклонялся тварям вместо Творца. В лице Спасителя Сам Бог принес на землю истинную Веру и насадил ее в мире через Своих Апостолов. Будем ценить как должно свою Богооткровенную Веру и спасаться ею, взирая на пример ее и правило в лице Святителя Николая и всех святых, просиявших и прославившихся в вере и жизни христианской. Будем подражать Святителю в его вере, в святости, кротости, смирении, воздержании, милосердии, нищелюбии, в твердом исповедании.
Сегодня Тезоименитство нашего Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, сияющего правою Верою и благочестием. Да сохранит Его Господь в нерушимом здравии и благополучии на многие, многие лета. Аминь.
Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.