Православие в Персии, 1901 г.
(НЕОБХОДИМОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ)
В газете «С. Петербургские Ведомости», в номере от 13 декабря 1901 года, появилась заметка, касающаяся дела православия в Персии и личности епископа Ионы, недавно присоединенного к православию из несториан и проживающего в городе Урмии, в Персии. Приводим эту небольшую заметку целиком:
«В пределах Перми проживает несторианский епископ, именующийся митрополитом Супурганским мар-Ионой, который в 1898 году, по просьбе Московского митрополита Владимира, был 95 марта принят покойным С. Петербургским митрополитом Палладием в православную Церковь 3-м чином, как принимают раскольников, исповедующих с православными одни и те же догматы и веру.
С тех пор этот епископ не счел нужным ни подчиниться патриарху Антиохийскому, в пределах которого он проживает, ни известить православные церкви о том: находится ли он с ними в общении и думает ли он возродить персидскую церковь? По тем известиям, которые мы имеем из Закавказья, мар-Иона ежегодно посылает в Россию до тысячи несториан, которые в священническом одеянии, с паспортами «православных» служителей Церкви, имея фальшивые свидетельства якобы Иерусалимского патриарха Дамиана, не только обходят города и села России, но и священнодействуют в домах прихожан, собирая ежегодно сотни тысяч рублей на гроб Господень и ведя вполне распутную и зазорную жизнь. Русская духовная власть давно на это обратила внимание, но, тем не менее, число персидских выходцев увеличивается, как и жалобы на обман простодушных и доверчивых русских. Находятся люди, которые этих мошенников берут под свое покровительство, находя, что они подрывают веру в греков (персияне выдают себя за греков) и наносят ущерб Иерусалимской патриархии. Несторианские выходцы бывают и в Сербии и там тоже собирают на Гробь Господень».
В России очень мало осведомлены о положении дел в Урмии; поэтому и в целях восстановления истины и ради ознакомления интересующихся этим вопросом, ниже и приводятся некоторые сведения об Урмии, в виду неточных и неверных сообщений, которые нашли себе место в приведенной заметке столичной газеты.
Сведения эти пишущий настоящие строки собрал отчасти и лично на месте, в гор. Урмии, куда ездил в минувшем сентябре месяце по распоряжению высшего духовного начальства.
Прежде всего, мар-Иона – не «несторианский епископ, именующийся митрополитом Супурганским». В 1898 г. он принял православие в Петрограде с разрешения Святейшего Синода, причем представил прошение и от своих пасомых – несториан, заявивших желание также присоединиться к православию. Давно и настойчиво айсоры-несториане, проживающие в Персии, искали соединения с православной Церковью. Еще в конце XVIII века они обращались с этой целью к грузинскому царю Ираклию; обращаются они с просьбой о присоединении к православию и к русской Церкви с 1828 года. Но особенно усилились сношения по этому вопросу с 1859 года. Посланный Святейшим Синодом архимандрит, впоследствии епископ Софония в 1861 году долго проживал вблизи персидской границы в Эриванской губернии, изучая вероучение и церковный быт несториан, имея непосредственные сношения, с Урмией; айсорские епископы – мар-Денха, мар-Юханна, мар-Иосиф, мар-Иона – один за другим приезжали в Россию, проживая то в столицах, то в Тифлисе, и просили о принятии их в православную Церковь. Напрасно в 1865 году официально, через Министерство Иностранных Дел, указывали айсорам, что они могут принять православие от Антиохийского патриарха или от Феодосиопольского (в Эрзеруме) епископа: айсоры настойчиво, в прошениях, написанных кровью народа-страдальца, которых нельзя читать без содрогания, просили православия от России, да иначе и быть не могло, потому что Урмия отстоит от русской границы всего в 200–250 верстах, а с Антиохийским патриархом она не имеет возможности сноситься, и по дальности расстояния, и в следствия подданства Антиохийского патриарха чуждому для персидских айсоров и нехристианскому турецкому правительству, которое и своих, живущих в Турции айсоров сдерживает и теперь страхом курдской резни от движения в православие. При архиепископе Павле, экзархе Грузии, очень долго проживал в Тифлисе матран (митрополит) Урмийский мар-Гавриил, который сменил в Тифлисе также не малое время проживавшего там мар-Иосифа; писали письма и прошения в Святейший Синод и сам глава несториан мар-Шимун Рувим, и матран их мар-Хнанишу, занимающей в несторианской иерархии второе после мар-Шимуна место; писали и другие епископы. Все просили принять их в общение с православной Церковью. Святейший Синод разрешил этот вопрос по зрелом и долгом размышлении. Почти 40 лет изучали этот вопрос. В 1897 году в Урмийскую область были посланы из Грузинского экзархата русский протоиерей В. Синадский и с ним православный священник о. Алаверанов, природный айсор; они на месте в Урмии путем допросов населения убедились в том, что айсоры-несториане действительно желают принять православие. Надлежало ускорить дело, потому что инославные миссии – католическая, пришедшая сюда около 100 лет назад, пресвитерианская, с 30-х гг., и англиканская, с 80-х гг. истекшего века, – расхищали древнюю сиро-халдейскую церковь.
В течение года оо. Синадский и Алаверанов при помощи местных деятелей собрали и перевели на русский язык несторианские богослужебные чины и символические книги и представили все это в Святейший Синод для ознакомления с вероучением несториан. Наконец, 25 марта 1898 года совершилось присоединение к православной Церкви епископа Ионы со многими другими членами его клира; вместе с тем, как выше замечено, им было представлено прошение с подписями 15 000 несториан Урмийского округа, изъявлявших желание принять православие. К этому времени епископ Иона, за смертью матрана Урмии мар-Гавриила, убитого курдами на пути к мар-Шимуну, оставался единственным иерархом в Урмии. Ему была прислана от мар-Шимуна грамота, дающая ему достоинство матрана Урмии, но самого возведения в митрополиты не было, и поэтому он принят епископом. Впоследствии принял православие еще один епископ, проживавший теперь в Урмии и не имеющий епархии, – мар-Соришу или мар-Авраам.
После присоединения епископа Ионы из России была послана в Урмии особая духовная миссия, которая состоит теперь из начальника, трех членов, диакона и псаломщика. В настоящее время православных в Урмии находится более 20 000 человек; наша миссия тратит ежегодно более 25 000 рублей на айсорские православные причты, которых около 10, и на православный церковные школы, которых теперь более 60; миссия уже вчерне отстроила в самом городе Урмии русскую церковь; теперь возводятся постройки для миссии на участке, который подарил ей сам шах персидский Музафер, готовятся типография, богословское училище, община Красного Креста, больница, аптека. Сам епископ Иона от щедрот Русского Государя получает ежегодно по 1 000 рублей царской дачи.
Итак, епископ Иона – не несторианский епископ, как сказано в заметке «С. Петербургских Ведомостей», а православный; митрополитом Супурганским он не именуется, а носит титул епископа Урмийского и Супурганского; в управлении епархией он Руководствуется данной ему от Святейшего Синода грамотой, восполняемой особой инструкцией, данной русской в Урмии духовной миссии и ее начальнику.
Далее митрополит Московский Владимир, ныне здравствующий, в бытность экзархом Грузии, действительно, много и отечески потрудился в деле присоединения несториан к православию; хорошо знал об этом деле и покойный митрополит Палладий, как бывший экзарх Грузии, но приняты в общение с православной Церковью персидские несториане Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом, а не отдельными лицами, как намекает автор вышеприведенной заметки.
Совершенно верно, что приняты несториане в православие 3-м чином, т. е. через отречение от заблуждений, но этим именно чином обычно, по церковным правилам, принимаются все приходящие от таких христианских обществ, которые сохранили от древности апостольскую иерархию, сохранили седмеричное число таинств и в своей бывшей общине приняли святое крещение и святое миропомазание. Так, например, приемлются армяне, конфирмованные католики, потому что таинства крещения и миропомазания не повторяются. Mиpoпoмaзaниe при чиноприеме (2-й чин) православная Церковь совершает только над бывшими членами тех христианских обществ, которые или не признают миропомазания за таинство (протестанты), или, признавая, не имеют законных совершителей его (раскольники). Поэтому вполне неосновательно скрытое осуждение автором заметки чинопpиeмa нecтopтaн, которых, по его словам, уравняли с раскольниками, «имеющими с православными одни догматы и веру», дело не в этом; мусульманин может отречься от магометанства и всецело проникнуться «нашими догматами и верой», и, тем не менее, в православие его примут даже 1-м чином, т. е. через крещение; раскольник, не получивший миропомазания, хотя бы и ранее исповедывал одни с нами догматы и веру, будет принят 2-м чином. Иначе и быть не может.
Автор заметки ставит в упрек епископу Ионе, что он, приняв православие, не подчинился патриарху Антюхийскому, «в пределах которого он проживает». Из вышесказанного ясно, что такого подчинения и не может быть, так как несториане обращались к русской Церкви, которая и ныне тратит и духовные и материальные средства на новоприсоединенных собратий. К тому же не мимо идет и слово; «грядущаго ко Мне не иждену вон»... Интересно знать, в чем же выразится подчинение Урмии Aнтиохийскомy патриарху и что теряет Антиохийский патриарх от того, что несториане, потерявшие связь с православной Церковью около 1 500 лет назад, живя около русской границы, обратились к русской Церкви и приняты ею в общение? И неужели лучше бросить совсем и осудить на духовную смерть целую область, чем нарушать права и «пределы патриархата»? Лучше пусть погибнут, но вполне по правилам, чем спасутся, только не по правилам... Здесь-то ясно слово: «милости хощу, а не жертвы; не человек для субботы, а суббота для человека»... Иначе поистине будет summum jus – summa injuria. Да и где это пределы патpиapxaтa? Автор рассуждает об этом тоном знатока канонниста, а история говорит нам, что пределы патриархатов не раз и в древности менялись, и если уж возвращаться к самой глубокой древности, то ведь и самый вселенский патриарший престол, с точки зрения автора, должен быть упразднен, как явившейся позднее других патриархатов и взявший от них принадлежавшие им прежде области; да и судьба Иерусалимского патриарха будет такой же. Несториане-айсоры, правда, до уклонения в ересь входили в область Антиохийского патриархата, но это было тогда, когда они жили в Месопотамии, а не в Урмии. С тех пор они и сами пережили блестящую пору своей истории, когда считали своих последователей и на острове Цейлоне, и в Китае, и в Мерве, и всюду явились с проповедью евангелия и христианского просвещения (V–XIII вв.). Затем пробил для них час воли Божией, и они в XIV вв. бежали в горы Курдистана, спасаясь от всепоядающего меча Тамерлана, страдали и страдают от зверств мусульманства, разметавшего и сократившего древние патриархаты, и уже позднее XIV века спустились из Курдистана в соседние долины Урмии. Их сородичи, живущие теперь в Месопотамии, уже несколько столетий назад соединились с католичеством и имеют в Турции особого халдейского унита-патриарха, а бежавшие в горы Курдистана ассуриты до последнего времени оставались верны древнему несторианству, теперь же тяготеют к российской православной Церкви. При чем же тут Антиохийский патриарх, до которого бедным айсорам почти невозможно добраться и который сам тесним и угнетаем иноверным, нехристианским правительством, а подчас, как теперь, и властительными ревнителями эллинского филетизма?...
Разбираемая заметка сама по себе не стоила бы такого внимания, которое ей мы отвели, но говорим об этом в виду тех неоднократных суждений вкось и вкривь по церковно-каноническим вопросам, которые в последнее время появлялись в газете, напечатавшей заметку, и которые людей неосведомленных могли и могут смущать.
Епископ Иона находится теперь в общении с российской православной Церковью, а через это – и с православными восточными патриархами, и непонятно, почему автор заметки ставит здесь вопрос.
Непонятно, почему ставить он вопрос и о том, думает ли епископ Иона «возродить персидскую церковь». Он присоединился к православно, привел к нему и свою паству, расхищаемую обходящими сушу и море инослявными миссинерами, – где тут место для вопроса? Или, по мнению газеты, надобно было ждать, пока все несториане Урмии уйдут в католичество и пресвитерианство? Конечно, инославные миссии не постеснялись бы тем, что в Урмии – «пределы Антюхийского патриархата»...
Последнее слово о том, будто бы епископ Иона ежегодно посылает в России до тысячи несториан (опять несториан, и они даже сосчитаны...), которые в священническом одеянии, имея фальшивые свидетельства якобы Иерусалимского патриарха Дамиана, производят в России и в славянских землях сборы, выпрашивая на Гроб Господень, собирают сотни тысяч, берут деньги себе, и сами живут распутно и зазорно. Дело вот в чем. В Закавказье существуют так называемые «хачикоги», которые специально занимаются подобным противорелигиозным делом; ежегодно с августа месяца и во всю осень они бродят по богатым станицам северного Кавказа, выпрашивая зерновой хлеб у простодушных казаков на Гроб Господень. Правда, очень много среди них айсоров, но есть и греки, и армяне; попадаются проходимцы и из русских, выпрашивающее на Афон. Пишущий эти строки, в бытность приходским священником Кубанской области, однажды открыл в своем приходе целую организованную шайку проходимце-греков, имевших свидетельства за подписью: «Патриарх Никодим Иерусалимский с 12-ю братьями». Народ им верил и принимал у себя в домах, как священников; самозванцы и службы Божии совершали. Об этом в свое время было сообщено и в печати. Но самозванцы-иереи обнаруживаются иногда и в самом Петрограде; в газетах бывали вести, что воззваниями на Афон с обещанием «вечного поминовения» (и такое) занялась в Одессе целая еврейская фирма.
Однако, при чем же здесь предстоятели церквей? Чем виноваты здесь и епископ Иона, и армянский католикос, и греческие иерархи? А утверждать, что епископ Иона сам и нарочно посылает» вышеназванных проходимцев, сам приказывает им принимать самозвано сан священников и показывать подложные свидетельства Иерусалимского патриарха, – не слишком ли это много сказано? Имеет ли автор заметки на это неопровержимые доказательства? Едва ли, потому что он ссылается только на «известия, которые мы имеем из Закавказья». Но ведь известия бывают неодинакового достоинства... Епископ Иона больше всего борется в своей епархии с этими «хачикогами» – сборщиками, позорящими православных айсоров, пишет о них экзарху Грузии, преследует их в Урмии, и на этой почве нажил себе много озлобленных врагов из числа тех, чьи похождения были раскрыты, или из тех, кому новые сборы теперь не удаются... Враги эти, по восточной страстности, не разбирают средств в достижении целей мстительности; знают они путь борьбы и отмщения и посредством ложных газетных известий. Не отсюда ли и «известия из Закавказья»?
Епархия Урмийская – новая; ей не исполнилось еще полных трех лет. Прошлое завещало ей много беспорядков и полное расстройство церковной дисциплины, которую сознательно и намеренно расшатывали инославные миссионеры, подрывая всеми средствами в течение последних 70 лет власть местных абун (епископов), причем епископам перестали повиноваться местные каши и шемаши (священники и дьяконы), имея неограниченную свободу переходить от одного исповедания к другому, соблазняясь отпускаемыми от инославных миссий деньгами. Беспорядки и нестроения нельзя уничтожить в три года; для этого потребуется смена целого поколения. Но и теперь уже многое делается для упорядочения Урмиской епархии, и в настоящее время, как нам известно, в Святейшем Синоде вопросы об Урмийской епархии и Урмйской духовной миссии стоят на первой очереди.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).