Проповеди на праздники:


Православие, самодержавие, Русь нераздельная – естественные основы русской жизни. Речь, произнесенная на торжественном открытии в городе Томске «Русского народного общества за веру, царя и отечество»

Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас. Император Николай II (см. прим. 80)

Эти царские слова, обращенные к русским людям, послужили основой Союза объединенного русского народа. Союз русского народа – не партия или выделившаяся какая-либо часть из среды обитателей русской земли. Нет. Это союз всех патриотических союзов, это ключ объединенного русского народа. К этому союзу принадлежит и ныне открываемое здесь «Русское народное общество за веру, царя и отечество». Знамя Союза объединенного русского народа принадлежит всему русскому народу. Под этим знаменем объединялось, укреплялось и возрастало русское государство. Православие, самодержавие и Русь нераздельная – вот знамя русского народа. Как бы стоя в соответствии к трехцветному русскому знамени, православие, самодержавие и русская народность в то же время составляют три главнейшие основы, на которых стояло и стоит русское государство. Православие объединило народ русский в одно тело. Принявшие православие инородцы стали русскими: «православный» в устах народа значит «русский». Иноверец, по понятию того же народа, значит «не русский», он гость у него, хотя иногда самый любезный: ему отводилось почетное место в переднем углу, ему предоставлялись права, почет и полная свобода жить и веровать по-своему, но все-таки он считался гостем, а не своим, семейным человеком. Вся земля русская, купленная кровью русских людей, мыслилась как одна русская семья, у которой гостило много людей, которых хозяин не обижал, но радушно принимал, делил с ними хлеб-соль.

Самодержавие явилось вместе с царскою властью. Царь мыслился не иначе как самодержавным. Бог на небе, царь на земле – так говорил русский народ. Это значило: как на небе один Бог, одна власть, всем управляющая, никому не подчиненная, никому не дающая отчета, так и на земле одна власть – царская: она источник всякой власти в государстве. Царь никому не дает отчета, кроме Бога и своей совести. Русский народ никогда не желал ограничивать власть своего царя, ибо у него были на глазах те иноземные государства, где власть царя ограничивалась народным представительством, называемым там парламентами. У соседей наших, родственных нам поляков, парламент носил название Речи Посполитой.

Видел русский народ, к каким бедствиям приводило страну ограничение царской власти. Посполитая Речь привела Польшу к раздроблению и к потере самостоятельности, ибо там никто не хотел знать царя, а всякий хотел строить государство по-своему, всякий захудалый панок распоряжался жизнью, честью и имуществом холопов; разделение власти царской с народом привело к многовластию, многовластие – к беспорядкам, беспорядки – к ослаблению и падению государства.

Говоря о самодержавии, мы разумеем под этим именем сосредоточение всякой власти в одном лице для водворения правды, справедливости и порядка, – но мы отнюдь не хотим утверждать этим названием права на самоволие и произвол.

Мы не утверждаем, что царь, обладая неограниченной властью, не нуждается в помощи самого народа для правомерного управления страной.

Для царя нужно представительство от народа, которое излагало бы пред ним свои нужды и вместе с царем обдумывало бы, как помочь народной скорби. Но представительство для нашего царя нужно не такое, какое существует в других странах под названием парламентов. Ни для кого теперь не тайна, что в парламентарных государствах движущей силой служит подкуп, что там народные представители состоят на содержании богатых и что труд там отдается в порабощение капиталу.

Не нужно и такого, каким заявила себя первая Дума наша, просуществовавшая недолго, но наделавшая вреда много.

Нашему царю нужно представительство истинно русских людей.

В старые времена благочестивейшие цари наши собирали к себе представителей от народа для обсуждения особенно важных дел. Такого рода собрания носили название земских соборов. Эти соборы устраивались так: царь посылал указы воеводам, повелевая им послать в Москву людей крепких (богобоязненных), добрых, разумных, знающих народное горе и тесноту и могущих о том рассказать. Воеводы передавали указы волостям. Выборы производились в церквах, потом в кафедральных соборах. Предварялись они молитвою, иногда соединенною с постом.

Если бы выбранные в волостях оказались не удовлетворяющими тем качествам, какие требовались от них, то их не допустил бы на собор воевода, а если бы кто и хотел пробраться подкупом на собор, то и оттуда изгнали бы его с позором (наказав и воеводу, и волость за нарушение царского указа, требовавшего присылки на собор людей крепких, добрых и разумных).

На земском соборе присутствовал сам царь, возле него патриарх или митрополит, затем выборные от духовенства – из архиереев или игуменов, чтимых народом за благочестие, и затем выборные от боярства, чиновников, купечества и выборные от крестьянства всей земли.

Было и в старину лихолетье на Руси, какое видим теперь. Так, когда на Руси прекратился царственный род Рюриковичей, то стали происходить смуты; бояре делились на партии: одни хотели избрать себе царем польского царевича, другие – шведского, а иные желали сами овладеть престолом.

Одни приставали к одному самозванцу, другие переходили к другому, а потом оставляли и того и другого. Русь была на краю погибели. Когда же собрался земский собор, то он пришел к единомыслию не только между собой, но и со всем народом. Когда митрополит вышел к народу, чтобы объявить об избрании на царство Михаила Феодоровича, то, прежде чем успел сказать об этом слово, весь народ единогласно воскликнул: «Михаил Феодорович Романов да будет царем всея Руси!» Деление на партии прекратилось, ибо русский народ и на себе, и на соседях своих видел, к каким бедствиям приводит это разделение.

Да послужит это уроком для нашего времени. Прекратим наши разделения, объединимся все около Святой Церкви, около царского престола. Во время лихолетья земский собор объединил всех: и бояр, и духовенство, и купечество, и земледельцев. Для настоящего времени да сослужит таковую службу древнего земского собора наш так называемый Союз объединенного русского народа и соединенное с ним «Русское народное общество за веру царя и отечество». Пусть этот союз высоко держит свое трехцветное знамя, на котором начертано: православие, самодержавие и русская народность, чтобы все русские люди видели это знамя и собирались к нему.

Лиходеи русской земли, желая воспрепятствовать народному объединению, распускают клевету на Союз русского народа, говоря, что этот Союз русского народа не желает обновления русской земли, но хочет все возвратить к старым беспорядкам. На это можно ответить от имени народа русского, что для него лучше бы возвратиться к тем временам, когда чувствовалась на земле власть, страшная для злодеев и добрая для добрых, чем жить при настоящих свободах, которыми пользуются больше злые люди, чем мирные жители страны. Для лиходеев открылась широкая дверь для грабежей, убийств, обманов, а мирные жители находятся в постоянном страхе за свою жизнь, честь и имущество.

Да и то нужно сказать, что Союз русского народа отнюдь не идет против обновления общественной и государственной жизни. Он готов содействовать всеми средствами обновлению, но обновлению мирному, при посредстве установленных от царя властей и при деятельном участии представительства от истинно русского народа, в полном согласии с царем, под условием неизменного охранения исконных основ русского государства: православия веры, самодержавия царя при нераздельном единстве и господстве народа и при дружелюбном отношении ко всем иноверцам, инородцам и пришельцам земли русской.

Итак, объединяйся, русский народ! – на тебя рассчитывает царь, тебя благословляет Церковь, тебя благословлять будет потомство, если сохранишь завет старины и обновишь в духе мира и любви все обветшавшее, попортившееся, если, все испытывая, держаться будешь только доброго.

В чем да поможет нам Бог!

Проповеди на праздники:

Наверх