Проповедь на день Святой Пасхи. 1904 г.
«Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти» (Апок. 1:17–18).
«Так говорит Святый Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворит, затворяет, и никто не отворит» (Апок. 3:7).
Христос Воскресе!
С светлым Христовым Воскресением приветствую всех вас и хочу в такой великий и святый день побеседовать с вами, дорогие братья и сестры, по поводу приведенных слов Св. Писания; а дорогими вас называю потому, что вы очень дороги для Господа нашего Иисуса Христа, искупившего всех нас безмерно дорогою ценою – пречистою Кровию Своею, излиянною на кресте для спасения нашего. Помните это, и не забывайте, не забывайте от чего вы искуплены дорогою ценою: от греха, проклятия и смерти, смерти временной и вечной. Берегитесь же всеми силами греха, натворившего столько бед в мире, да и ныне творящего всякие беды, вот хоть бы и настоящую японскую войну: – да прекратит ее Воскресший и всемогущий Царь твари Господь Иисус Христос, и да сломит оружие супостатов наших, и Своею всесильною державою да установит мир на земле, которого так сильно желал и желает Царь наш вместе с Россией. Итак еще повторяю: Христос воскресе! Воистину воскресе! Хочу разъяснить вам приведенные в начале слова Св. Писания из откровения апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: Я есмь Первый и Последний (Альфа и Омега), и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти. Этими державными словами Господь указывает на то, что Он есть безначальный и всемогущий Творец видимого и невидимого, или ангельского мира, – что все твари получили от Него свое начало, и сам Денница – низринутый с неба и ставший сатаною и диаволом, начальником падших ангелов, дерзнувший воспротивиться Богу и вступить в борьбу с Творцем своим и внести в мир Божий – грех и смерть; Я, говорит Господь, есмь Первый и Последний; от Меня получили начало все сотворенные духи – Ангелы и демоны, бывшие прежде добрыми, святыми духами; Моим словом призваны к бытию небо и земля и весь род человеческий, и даны им законы бытия и жизни; Мною совершаются и будут совершаться все рождения тварей, и Мною будет конец небу и земле со всеми земными тварями; Мною будет общее всех воскресение и суд; Мною будут побеждены и попраны все враги Мои и все сатанинское царство; Мною испразднится, уничтожится последний враг – смерть. Так как книга Откровения Апостолу Иоанну есть последняя книга св. бытописания, а первая книга есть книга Бытия мира и человеческого рода, писанная по вдохнованию Духа Святого пророком Моисеем, то указывая на это, Господь говорит, что чрез Него началось бытие мира и летопись бытия, – как чрез Него же последует и конец видимому миру, о котором возвещается особенно подробно в книге Откровения, и о последней брани змия или сатаны с Агнцем, закланным и вкусившим смерть за спасение мира. Потому и говорит Господь Иоанну: Я есмь Первый и Последний, т.е. Мною все получило начало свое; Мною и кончится; чрез Меня будет конец мира, конец царству сатаны и начало его вечным мучениям, конец борьбе добра со злом, конец смерти, конец умирающим, – и воцарится правда, – от Меня получит праведное воздаяние добро и зло, и пойдут грешники нераскаянные в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Се, иду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его (Апок. 22:12), говорит Господь неоднократно в книге Откровения. Указывая на то, что Он за нас претерпел смерть и что несомненно будет чрез Него, Победителя смерти, общее воскресение, Он говорит: Я был мертв, и вот, Я жив во веки веков, аминь; и вы живы будете вечно. Вот что́ означают слова Воскресшего: Я есмь Первый и Последний, и живый, и был мертв для вас, для искупления вашего от смерти, и, се, жив во веки веков, аминь, т.е. Я победил смерть вашу Моею неповинною смертию ради вас, и вот жив во веки веков, и восседаю со Отцем Моим на престоле Его, от которого не разлучался, хотя и был на земле, совершив великий подвиг Мой для вас, подверженных греху и смерти; подвизайтесь и вы, Мои последователи, против греха и творите правду, и где Я, там и слуга Мой будет, т.е. в вечном Царствии (Ин. 12:26). Еще замечательны слова Господа: имею ключи ада и смерти; или – в другом месте той же книги: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворит, затворяет, и никто не отворит. Как победители городов, в древности, в знак победы своей брали ключи городских ворот и вступали торжественно в побежденный город, так и Господь наш, победив смертию Своею за нас ад и смерть, взял, как Победитель у сатаны ключи, коими он владел целые тысячи лет, ключи ада и смерти, и разрушив ад, это мрачное, вечное узилище земнородных, освободил вечных пленников и вывел во свет Царствия небесного. Вот почему мы так светло, все со свечами горящими, встречаем праздник Воскресения, который все мы называем светлым Христовым Воскресением.
Будем же праздновать его светло, во взаимной любви и во всякой добродетели, удаляясь темных дел вражды, невоздержания и всякой нечистоты греха. Аминь.