Проповеди на праздники:

Слово в неделю о мытаре и фарисее, 1904 г.

Слово в неделю о мытаре и фарисее, 1904 г.

«Вошли в церковь два человека помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (Лук. 18:10–14).

Нынешний воскресный день называется в церковном порядке неделею о мытаре и фарисее; мытарь – символ лихоимца и кающегося грешника, а фарисей – высокомерного ученого, или надменного поклонника своего разума, презирающего прочих людей. Замечательно, что оба они вошли в церковь помолиться, и каждый по-своему молился Богу. Молитва фарисея была похвальба своими добрыми делами. Господи, говорит, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, буди милостив ко мне грешнику (Лк. 18:10–14)! Каков же был истинный, непогрешительный суд Божий о том и другом? – Говорю вам, сказал Господь народу, слушавшему Его, что мытарь пришел в дом свой оправданным больше чем фарисей. Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Вот праведное суждение Испытующего сердца и внутренности Господа, подобное тому, какое Он произнес в другом случае о людях, клавших свои приношения в церковный ящик, между коими была одна вдова, положившая в него две последние свои полушки, которые признаны большими многих рублей, положенных богатыми. Фарисей погубил свои добродетели гордостью и бахвальством, а мытарь угодил Богу своим смирением, покаянием и сознанием своей духовной бедности, своих многих грехов. Несомненно, что с одной стороны Господь имел здесь ввиду известные отдельные личности, а с другой стороны как праведный всех Судия, имеющий судить весь мир, Он зрел сердца и согрешения людей всех веков и всех мест из всех народов земного мира, и обо всех подобных мытарю и фарисею – произнес Свой непогрешительный суд. Какой отсюда урок всем нам? Тот, что никто из нас, кто бы он ни был, ученый или неученый, знатный или простой, богатый или бедный – ничем не должен возноситься, потому что нет у нас ничего своего, как своей собственности, а все – Божие – душа и тело, все способности и всякие преимущества, а наши только бесчисленные грехи и немощи, общие всем без различия, которые мы должны всегда знать и помнить, и в коих всегда каяться смиренно, творя плоды покаяния, никого не осуждая, и себя почитая хуже и ниже других, и благодаря Бога за то, что Он не наказует нас праведно по грехам нашим и щадит нас отечески.

Обратим внимание на то обстоятельство, что Господь, праведный наш Судия, застает мытаря и фарисея в церкви, того и другого молящимися; значит оба они уважали храм, веровали в присутствие Божие в нем, как в доме молитвы, и считали долгом быть в нем по временам и молиться вместе с другими. Это заслуживает внимания и похвалы. А в наше время, – христианское, когда храм имеет особенно важное значение, несравненно большее, чем во время ветхозаветное, так как в нем совершаются величайшие, преданные Христом Богом таинства, многими людьми, особенно учеными и богатыми, он пренебрегается и оставляется. Явление весьма печальное. Храм ли забывать, храмом ли пренебрегать, этим святилищем Божиим, этим земным небом, в котором совершается животворящее таинство Тела и Крови Христовой, и бывает теснейшее единение Творца с тварию разумною и обожение верных чад Его чрез причащение Божественных Таин? По истине люди бегают от своего блаженства, от земного рая, от общения со Своим Творцем. Но удаляющие себя от Тебя погибнут (Пс. 72:27), говорит Духом Святым царь-пророк.

Что причиною такого удаления? Гордый разум, леность, суетность и прелюбодейство мысли, сердца и воли, пристрастие к суетам житейским, к своей ленивой плоти, неразвитие духовного вкуса при крайнем развитии светского вкуса к легкому чтению, неверие спасительной Тайне, огрубение и окаменение сердечное, усыпление совести; но сеющий в плоть свою от плоти пожнет истление, а сеющий в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6:8).

Кто виновник такого превратного течения и действия мысли, настроения, глумления над храмом, верою святою, животворною, вопреки Божественному откровению, попечению о спасении людей, их просвещению, освящению, благу и блаженству?

Ослепление в разуме и совести современной интеллигенции, т.е. некоторого круга превратно ученых, воспитавшихся на чтении одних светских писателей отрицательного характера, и особенно пресловущий граф Лев Толстой, поправший своим суемудрием и бесовскою гордостию Христово Евангелие, св. Церковь, богослужение и таинства.

Господи, просвети сердца людей Твоих зреть свет повелений Твоих, и научи всех высокотворному мытареву смирению. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх