Проповеди на праздники:

Слово в неделю о блудном сыне. 1905 г.

Слово в неделю о блудном сыне. 1905 г.

«Пришед же в себя (блудный сын), сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:17–19).

В нынешнем Евангелии изображается трогательная картина возвращения покаявшегося, блудного сына в дом отца и самой нежной отеческой любви к погибавшему и возвратившемуся сыну. Не только все прощено виновному, когда он искренно раскаялся и возвратился в отеческий дом, но и оказан ему особенный почет, – не как наемника принял отец промотавшегося сына, но, как возлюбленного сына, которому с избытком даны и сыновство, и лучшая одежда, и перстень общения, и обувь на ноги, как знак лучшей жизни по заповедям Божиим и, что всего удивительнее и трогательнее – отец велел привести откормленного теленка, заколоть и приготовить его, чтобы есть и веселиться, и сделать настоящее торжество по случаю возвращения блудного сына. Какова картина! Какова любовь отца к погибавшему и возвратившемуся сыну! Не удивителен, поэтому, поступок старшего, исправного сына, жившего всегда с отцем и во всем послушного ему, не удивителен, говорю, поступок доброго сына, по окончании полевых работ возвратившегося домой, и нашедшего в нем столь нечаянное пение и ликование, как бы праздничное, по случаю возвращения промотавшегося младшего брата его, он осердился на отца, и не хотел войти, говоря ему: вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. Отец сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:25–32).

Это притча. Понятно, кто здесь разумеется под отцем – это Отец наш небесный. Два сына верный и неверный, честный и беcчестный: под первым сыном разумеются добрые, святые Ангелы, всегда послушные воле Божией, и живущие вечно в святости в доме Отца небесного; под младшим сыном разумеется заблудший и погибающий во грехах род человеческий.

Заблуждающиеся непрестанно, братия мои, познайте сердцем вашим безмерную любовь к нам Отца небесного и беcчисленныe лишения благодати Божией в удалении от Него и вожделенныe духовныe блага в общении с Ним, и ни мало не косните в вашей греховной жизни, но немедленно возвращайтесь к Отцу, слезите и плачьте о своих греховных наклонностях, как жалкие пленники, коим угрожает вечный, огненный плен в случае ожесточения и нераскаянности. А всякий грех, когда мы в нем не каемся сердечно, ожесточает и влечет к отчаянию. И сколько погибающих от неверия, ожесточения и нераскаянности!

В нынешнее лукавое время многие и каяться стыдятся, да еще и оправдывают себя во грехах, и греха за грех не считают, но тем строже будет их судить Праведный Судия. Покаяние есть величайший дар грешнику, верующему в Того, Кто Один имеет власть оправдывать кающагося нечестивца. А власть прощать грехи имеет только Один Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на себя грехи мира (Ин. 1:29). Мне дана всяка власть на небеси и на земли. Власть имать сын человеческий на земли оставляти грехи (Мф. 28:18). Он выстрадал нам у Отца небесного власть прощать грехи и вводить в рай покаявшихся от всей души, как ввел Он благоразумного разбойника, уверовавшего и возгласившего: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем (Лк. 23:42).

В этой притче достойны особенного внимания неоцененные благодатные дары, в коих выразил Свою отеческую любовь к покаявшемуся сыну Отец небесный; лучшая или первая одежда (которую человеки имели в начале, в состоянии невинности); перстень – знак вечного обручения покаявшегося со Христом; духовные сапоги, или способность исполнять удобно заповеди Божии. – Но особенно удивляет своим величием и безмерною благостью дарование грешнику в пищу и питие духовного Тельца, закланного за грехи мира – пречистого Тела и Крови Сына Божия; ибо это самое означает в притче – заклание лучшего, откормленного тельца, каковым в старом завете изображался Сын Божий, закланный в конце концов, по исполнении времени, за грехи мира, и давший нам в пищу и питие пречистое Тело и Кровь Свою. Это – такой дар милосердия Божия к грешнику, что ему доселе не перестают удивляться все небесные умы, все чиноначалия небесных воинств, и как бы ревнуют в своей святой ревности нашему блаженству, и радуются нашей радости по своей благости: ибо радость бывает у Ангелов и об одном грешнике кающемся, а не завидуют нам и не сердятся на Отца небесного, как осердился старший сын земной (в притче показано то, что бывает на земле, а не на небе). Этот духовный обед или пир Отца небесного означает Божественную литургию, на которой при пении и ликовании, совершается Тайная Вечеря, приготовление животворящих Таин – и самое причащение Тела и Крови Иисуса Христа.

Подивитесь же безмерному человеколюбию Божию, старайтесь соответствовать ему по мере сил, сознавайте свои грехи, кайтесь покаянием нелицемерным, глубоким, плодотворным, причащайтесь со страхом и трепетом пречистого Тела и Крови Божественного Тельца, т.е. Христа, закланного на кресте и – спасайтесь. Дай Бог всем нам чаще причащаться Христа здесь на земле, и вечно там, в невечернем дне царствия Божия. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх