Проповеди на праздники:


Слово на Крещение Господне. 1902 г.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27).

«Аще кто не родится свыше – водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Иоан. 3:3, 5).

«Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святого» (Тит. 3:5).

Настал новый, пресветлый праздник, день Светов, день преславного, таинственного Крещения Господня, Которому мы все обязаны своим пакибытием или возрождением, просвещением, обновлением и усыновлением Отцу небесному, от Которого отчуждено было скверною греха человечество несколько тысяч лет.

Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них плотию Самого Господа славы, освятившего воды, установившего и подавшего нам образ и способ таинственного обновления нашего. Глубоко и чудесно это таинство! Сколь чудесно и животворно таинство св. Причащения Тела и Крови Христовых, в коих Он весь почивает, чрез которые и совершает державно очищение грехов наших, освящение и обожение, – столь же чудно и действенно ко спасению оскверненного и погибающего грехом человеческого рода таинство Божественного Крещения; и одно другому помогают, и то и другое необходимо ко спасению. О, несказанная премудрость и тайна Божия, которую только верою можно принимать и уразумевать, но не пытливым, близоруким и  омраченным страстями умом человеческим.

Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости, премудрости и всемогущества Божия, – так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство, пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только бесконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшего грехом, до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческого, и присвоению Богу совершенно отчужденного и погибавшего человека. Никакой ум не только человеческий, но и ангельский не мог найти к тому средства.

Святая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама и низвести на землю Духа Святого, Который не имел на земле места, где голову приклонить, по причине крайнего развращения рода человеческого; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным после пятитысячелетнего наказания во аде.

«Да исполниши небо и землю Твоея славы, Господи, ты Самого Себя истощил даже до рабия образа и длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мои грехи благоутробно очищая и подавая новое возрождение», возглашает Церков в службе на этот праздник. «Когда Ты явился телом, освятилась земля, воды прияли благословение, небо просветилось; род же человеков горького мучительства вражия избавися. Новотвориши земнородных, нов Адам быв, Сам Создатель, огнем и Духом и водою совершая странное и возрождение и обновление чудное, новотворя Крещением богодельным без сокрушения и пламенных горнил; Духом Святым души животвориши, водою же освящаеши тело сложное, исправляя словесное животное – человека».

Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и даровавшему нам возрождение, пакибытие (вторичное бытие), усыновление Богу и живот вечный, разорившему прежнее средостение вражды и проклятия и праведного отвержения нашего от Бога.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: то есть – крестившиеся во имя Христа и Святой Троицы облеклись во Христа духовно, – в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, словом – в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, – в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4:24).

Облеклись ли мы во Христа, спросим себя и размыслим о сем искренно? – А если не облеклись, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).Если кто не родится водою и духом, тот не может видеть царствия Божия. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх