Проповеди на праздники:

Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Истинное, вечное богатство человека. 1898 год.

Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Истинное, вечное богатство человека. 1898 год.

«Яко ничтоже имуще, а вся содержаще» (2Кор. 6:10).

Сегодня празднуем, возлюбленные, праздник памяти Св. Андрея Первозванного, названного так потому, что он позван Иисусом Христом к апостольскому званию первым. Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане, Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: равви – что значит учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т.е. Петра, и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос, и привел его к Иисусу.

В другой раз, Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидев Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков, и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея (Ин. 1:35–41; Мк. 1:16–18).

Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире, дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, сделался ничтожеимущим, стяжав самое драгое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовав за Ним до конца жизни своей.

Отчего в России некоторые храмы воздвигнуты в честь и память Св. Апостола Андрея? Потому что он, по преимуществу, наш Российский Апостол, как это известно из несомненных сказаний – предания и истории и, между прочим, из сказания нашего Российского летописца преподобного Нестора Печерского. Он говорит, что Апостол Андрей, плыв с своими учениками по реке Днепру, достиг гор Киева, вышел с ними на берег, поднялся на гору, тогда еще пустынную, поставил деревянный крест и сказал ученикам своим в пророческом духе: видите ли горы сия? На них возсияет благодать Божия и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути. По достоверному преданию, он обошел с проповедию многие места нынешней России, которые тогда еще не назывались Россиею, потому что еще не было тогда Российского Государства, а назывались Скифией, а народ Русью. Итак Апостол Андрей по преимуществу Русский Апостол, и ему посвящен храм в Киеве; есть храм в Петербурге во имя его и у нас в Кронштадте и в разных местах России. В честь его установлен высший орден Андрея Первозванного, составляющий неотъемлемую принадлежность лиц Царствующого Дома и жалуемый самым высокопоставленным заслуженным лицам.

Приведя это предварительное сказание, теперь побеседуем по поводу приведенных в начале слов, которые сказал Св. Апостол Павел об апостолах вообще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще, т.е. мы ничего не имеем, а всем обладаем.

Что значит: ничего не иметь, и в то же время всем обладать? Значит – не иметь достояния или имения земного: ни дома, ни денег, ни лишней одежды, ни мирских связей, ни мирских друзей, или помощников и заступников, ни учителей мирских, ни врачей на случай болезни, словом – никакого земного обеспечения; не иметь ни малейшего пристрастия ни к кому и ни к чему земному, даже к отцу и матери – ни к чему, что прельщает и привязывает к земле обыкновенных, мирских людей. Что значит: всем обладать? Значит – обладать прежде всего благодатию Божиею и всякими дарованиями Божиими: даром благодатного всепобеждающего и всепокоряющего Слова, даром веры, даром совершенной любви к Богу и ближнему, даром мира Божия в душе, даром жизни горней на земле, беспечальной, полной совершенного упования во всем на Бога, даром чудес всяческих: исцелять всякие болезни, прогонять бесов, воскрешать мертвых, презирать всякие бедствия и скорби земные и самую жизнь, как преходящую и имеющую смениться жизнию вечною. Вот что значит всем обладать. И апостолы, действительно, не имея ничего на земле и ни малейшего пристрастия к чему-либо земному, обладали всем – всяким богатством духовным, всякою силою духовною; всяким утешением духовным; все же земное считали за сор, за прах, за дым исчезающий, потому что имели живущего в себе Самого Бога, совершавшего чрез них бесчисленныя чудеса и спасшего чрез них бесчисленное множество людей. Они обладали всем миром и повелевали всей твари: бесов прогоняли, всякие болезни исцеляли, смерть попирали, воскрешали мертвых, как бы пробуждая их от сна; вся природа преклонялась пред ними по воле и заповеди Господа, Которому они были искренними слугами, хотя потом и сами вкусили насильственную смерть от людей, подобно Господу своему, благоволившему принять смерть от рук беззаконных и злонравных Евреев, – и Своею смертию сокрушившему жало смерти всего рода человеческого.

Так, возлюбленные, и все искренно верующие в Бога и ради Его отвергшиеся всякого мирского пристрастия, – не имея ничего и никакого пристрастия житейского, – всем обладают, всякою благодатию Божиею, так как имеют в сердце своем Самого Бога, и богаты Богом, миром Божиим, истинною свободою духовною, потому что совершенно свободны от рабства страстям плоти и духа; богаты животом вечным, в них пребывающим и, живя телом на земле, духом пребывают на небесах, и говорят: наше житие на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:20–21). Аминь.

 

 

 

 

Проповеди на праздники:

Наверх