Проповедь в великий Пяток пред Плащаницею. 1905 г.
«Совершишася!» (Иоан. 19:30).
Сейчас мы совершили торжественный вынос плащаницы с изображением умершего на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Эта смерть – дело злобы и зависти человеческой, этот крест, эта смерть – дело рук человеческих. Мир во зле лежащий (1Ин. 5:19), совершил неслыханное злодеяние, убил Богочеловека, оказавшего бесчисленные благодеяния людям и неисчетные благотворные чудеса, так что если бы писать о них подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).
Но как же Премудрый, Всеведущий, Всеправедный и Всесильный допустил быть такой вопиющей неправде, такому злодейству; почему Сам Распятый попустил над Собою такое поругание? Отвечаю: потому же, почему и ныне – в наше время – Он допускает ругательства и издевательства над Собою, над Своею Церковию и Ея служителями дерзновенным и самообольщенным борзописцам и неверам, – именно, по Своему долготерпению, чтобы явилось превосходство и победа Его благости над злобою диавольскою и людскою. Миру попущено было совершить это злодеяние для того, чтобы он сам тут увидел себя, как в зеркале, свое лицемерие, свое тупоумие, ложь, лукавство, свою злобу, зависть, гордость, свое тщеславие, славолюбие, сребролюбие, свою суетность; и, сознавши свои грехи, покаялся бы во всем этом безобразии, или, в случае непокаяния, остался безответен пред судом Божиим, и получил достойное воздаяние.
Для Самого Богочеловека крестная смерть была целию Его пришествия на землю, Его славою, Его искупительным действием, жизнию для человеческого рода, как Он Сам говорил: сего ради приидох на час сей, час смерти крестной (Ин. 12:27). Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24); Он умер для того, чтобы смертию Своею упразднить имеющeго державу смерти – диавола, и избавить людей, которые страхом смерти всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2:14–15).
Дни страстной недели называются великими днями потому, что в эти дни совершились чрезмерно великиe события – страдания и смерть Богочеловека, как изрек об них Господь в последний раз: совершилось (Ин. 19:30)! Объясним, на основании слова Божия, величие этих событий относительно спасения человеческого рода и охраны самого мира от окончательного разрушения. Семя свято стояние мира (Ис. 6:13), говорит Господь. Мир видимый не мог бы стоять доселе, если бы за мир, за грехи его беcчисленные – не пострадал добровольно Сын Божий Своим человеческим естеством. С одной стороны – беcконечная святость и правда Божия, с другой – беcконечно великиe и всякиe неправды людей, принятых в начале в общение с Богом и – отпадших, не допускают существовать миру в таком безобразном, мрачном и непотребном состоянии, потому что какое общение у света со тьмою, у правды с беззаконием (2Кор. 6:14)? и потому первый мир, полный беззаконий, был потоплен водою, кроме благочестивого Ноя и семейства его со всеми видами животных, существующих на земле. Беззаконные города Содом и Гоморра были сожжены небесным огнем.
И настоящему беззаконному миру, почти наполовину носящему имя Христово, за его беззакония и неверие, надлежало бы быть истребленным водою или огнем, или землетрясением, или войною кровопролитною, или междуусобием, как и было, и бывает это в мире по местам, но крестныe страдания и смерть Богочеловека ходатайствуют непрестанно пред правосудием Божиим о продолжении бытия мира и долготерпении к роду человеческому, чтобы люди смысленные образумились, покаялись и спаслись. Притча о смоковнице в саду (Лк. 13:7–9) – наглядно показывает нам долготерпение к нам Божие и ожидание нашего покаяния. Кроме того Провидение предусматривает в грядущих временах многих праведных людей, подобных нашему Серафиму Саровскому, которые жизнию своею украсят небо церковное, послужат добрым примером для людей, и будут достойны царствия Божия; и вот мир стоит, как ради настоящих немногих избранных, ибо много званных, но мало избранных (Мф. 20:16), так и ради будущих избранников Божиих, коих предвидит Тот, Кто нарицает не существующее, как существующее (Рим. 4:17), и Который избирает иных людей для служения Себе прежде зачатия и рождения, как пророка Иеремию.
И так мир стоит и не рушится, и еще не объят всеистребляющим пламенем ради Христа, пострадавшего за мир грешный, и креста Его. Не поднимайте же высоко голову свою интеллигенты и борзописцы, и перестаньте презирать Христа с его крестом; не уничижайте Церковь святую, которая есть Тело Его, и которой Он – вечная Глава, да и над нами, служителями Его, не глумитесь. Вы непрестанно лягаете в своих ежедневниках (газетах) свою Мать, Церковь, которая дала вам имя и пакибытие, и славное христианское звание. О, если бы вы не носили это имя! Мы знакомы с вашим антихристовым духом и удивляемся вам, вашему кощунству, но бороться с вами не желаем, предоставляя вас суду Божию. Кто вам дал власть так презорливо судить и осуждать нас, и наши церковныя дела, – вам, столь мало смыслящим в делах церковных? В своем мирском огороде вам много дела: в нем и работайте, а в нашу священную ограду с вашим мирским лукавым духом не суйтесь. Благодатию Божиею мы справимся сами с собою и с людьми, хотя и от мира, но в Бога верующими, мирными и благонамеренными, а не с вами, пропитанными злобою, гордыней и лукавством.
Заключу мое слово словами апостола Павла: слово о кресте для погибиющих юродство есть, и для нас спасаемых сила Божия, ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну (Ис. 29:14). Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие (Ис. 33:18). Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди (о кресте) спасти верующих: ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов (и наших толстовцев) безумие, – для самих же призванных, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие (Христос распятый) сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные, не много из вас мудрых по плоти, не много сильных (мира), не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (и наших борзописцев), и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением и искуплением, чтоб было, как написано: хвалящийся, хвались Господом (1Кор. 1:18–31), Которому слава и держава во веки веков. Аминь.