Проповеди на праздники:

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Проповедь на день славной памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского. Плоды веры и неверия

Слова и поучения, произнесенные в разные годы. Проповедь на день славной памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского. Плоды веры и неверия

«Покаяния основание, прописание умиления, образ утешения, духовного совершения, равно ангелом бысть житие твое, преподобне; в молитвах убо и пощениих, и в слезах пребывая, отче Иоанне, моли Христа Бога о душах наших». (Тропарь преподобному)

Восточная православная церковь совершает сегодня славную память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского, земного ангела, небесного человека. С ранней юности он начал трудиться умом и сердцем и всею силою воли над решением главной жизненной задачи христианина – совлечься ветхого человека с его делами пагубными и облечься в нового, созданного по образу Божию, в святости и правде (Еф. 4:24). Благодаря твердому и неуклонному стремлению и благодати Божией, готовой всегда придти на помощь истинно трудящемуся, он победоносно и славно решил ее, достигнув славного венца нетленной жизни. Дело в том, дорогие братия и сестры, что все мы с самым нашим зачатием и рождением наследуем мерзость и тление греха, удаляющего нас от Бога – Источника жизни, тлящего и мало-помалу разрушающего все существо наше – душу и тело, повергающего нас в вечную тьму и муку, и тела растлевающего и обращающего в землю. Над этим-то ужасным тлением совершенно восторжествовал преподобный Иоанн, как и все подвизавшиеся подобно ему, и достиг нетленной, вечной, блаженной жизни на небе. Как он одержал славную победу над всерастлевающим грехом и достиг благоухания святости и совершенного угождения Богу? Это объясняет краткая песнь, в честь его составленная и поемая в день памяти его. Он изварил в себе и совершенно очистил грех чрез сознание своих грехов, чрез слезы покаяния, постоянную молитву и телесные труды, чрез совершенное нестяжание, чрез утешение всех приходящих к нему со своими печалями о грехах, чрез постоянное стремление к христианскому совершенству и святости – кротости, смирению, послушанию, воздержанию, терпению, милосердию, – так что жизнь его сделалась равноангельною; жил он телом на земле, а умом и сердцем на небе, с Богом, Которого возлюбил пламенно и с Которым соединился, став один дух с Ним; ибо прилепляющийся ко Господу есть один дух с Господом (1Кор. 6:17), говорит Апостол. Сопоставляю жизнь сего преподобного и святых угодников Божиих с жизнью людей века сего, особенно с жизнью современных нам людей – и вижу совершенную противоположность той и другой: там мир и живот, свет немерцающий в душах, тихое созерцание, покаяние, молитву непрестанную, мирный труд духовный и телесный, ко всем доброжелательство и любовь; а у людей мирских – постоянную тревогу страстей, смятение, обиды, крамолы, взаимное недоброжелательство, гордость, непокорность властям, неверие, самонадеянность, в иных отрицание всяких законов Божеских и человеческих, – бесчинное самоуправление (автономия), посягательство на чужую собственность, свободу и жизнь, совершенное отрицание бессмертия души человеческой, воскресения и суда вечного. Таковы и должны быть плоды неверия. Нынешние крамольники готовы разрушить весь строй церковной, гражданской и семейной жизни и привести общество людей в состояние безначалия и дикости. От кого такая истребительная война, объявленная Богу и людям? От того, кто был первым крамольником на небе и там объявил войну Богу и Ангелам, и сам был низложен на землю. Я видел сатану как молнию спадшего с неба (Мф. 21:44), говорит Господь – Он то, по допущению Божию, и для испытания людей, обнаружения их мыслей, наклонностей и страстей – производит у нас в России и во всем мире всякия смуты, крамолы и убийства, делая орудиями своими поправших свою совесть людей. Бедное отечество, терзаемое крамолою супостатов – обратись ты искренно к вере отцов своих и вывей из себя плевельные семена, заглушающие пшеницу, выдвинь, открой преданных Богу и церкви Его людей, и восстань, восстань силою Божией и твердо держись за краеугольный камень церкви – Христа, всемогущего Бога и Спасителя. Падый на камени сем сокрушится: а на немже падет, сотрыет его. Аминь.

 

 

Проповеди на праздники:

Наверх