Проповедь на день Рождества Христова (сказано за поздней литургией) 1896 г.
«Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1Тим. 3:16).
Сегодня по всей вселенной св. Церковь воспоминает и торжествует величайшую тайну воплощения Бога Слова от Пречистой Девы, наитием и осенением Святого Духа Бога. Чудна, несказанна и ужасна эта тайна и для небожителей, величайших и всесозерцающих умов небесных – чинов ангельских, – и для просвещенных Духом Святым умов человеческих. Вообразите: безначальный Бог, от Которого все получило начало бытия: и Ангелы, и человеческий род, и мир весь видимый и невидимый, – приемлет начало по человечеству; невместимый небесами – вмещается в утробу девическую, Бог – младенец бысть и носится на руках Матери и питается сосцами, питающий всякое дыхание. Звездная наука дознала и утверждает, что наша земля в порядке мироздания есть едва заметная точка, что миллионы миров кругом нашей земли наполняют бездны пространства, – и вот эта одна точка, этот едва заметный шар Божьего творения, населяемый людьми, – удостоился несказанной чести носить на себе Бога-Плотоносца, Бога-Человека, благоволившего пожить между человеками, научить заблуждающихся человеков разуму Божию, совершить безчисленные благотворные чудеса, проповедать покаяние и всепрощение грехов; пострадать и умереть святою Жертвою за грехи мира, воскреснуть силою Божества из мертвых, победив нашу всеродную смерть, и даровать воскресение всему роду человеческому. Ни один из видимых миров, кроме земли, не удостоился этой величайшей чести: ибо только на земле Иисус Христос, Сын единородный небесного Отца имел Матерь-Деву и Он единственный Сын Ея по человечеству. Почему же дано такое предпочтение земле? Почему только на земле Бог явился во плоти? – Это великая тайна Божия, тайна безмерного милосердия и снисхождения Божия к погибающему человечеству. Может быть, только на одной земле было падение разумной твари, созданной по образу Божию, и потому только здесь требовалась всемогущая, восстановляющая от падения Рука, только здесь нужно было явное пришествие Врача для уврачевания неисцельно болящего человека, которого не могли исцелить от язвы греха никакие врачевства человеческие, никакие наказания, никакие проповеди посланников Божиих. Итак, Бог явился во плоти: ликуй и веселись, земля; земнородные, радуйтесь и торжествуйте. К вам пришел Сам Творец, чтобы воссоздать вас, обновить вас, растлевших преступлениями; пришел Сам всемогущий Врач, сильный уврачевать всякие застарелые недуги греха, исцелить всякие страсти душевные и болезни телесные, как это все Он и действительно совершил, как мы знаем из Евангелия и истории Церкви. Итак, встречайте Его с радостию чистыми умами и сердцами, с плотию целомудренною и обузданною воздержанием и постом, который св. Церковь нарочно установила пред этим великим праздником, чтобы приготовить нас к достойной встрече небесного Царя, грядущего к нам, чтобы обитать в нас. Он пришел к нам с милостию и благоволением Отца Своего небесного, – и от нас требует милости к ближним; Он Царь праведный – и требует от нас всякой правды; ибо и Сам, как человек, исполнил всяку правду (Мф. 3:15), показав нам пример и подав благодать и силу для исполнения ее; – Сам пострадал за нас, претерпев крест, – и нас научил отвергаться себя, или своих грехов и страстей, и следовать за Ним, творя святыню в страхе Божием (2Кор. 7:1). Он пришел уврачевать наши души, недугующие грехами, и всем заповедал покаяние; будем же всегда нелицемерно каяться, и исправляться, и стремиться к святости и совершенству. Св. Ангелы, по рождении Богочеловека, благовестили мир земле и благоволение человекам Отца небесного: будем же и сами в себе иметь мир совести и со всеми будем мирны, если возможно. Мир имейте и святыню со всеми, говорит апостол, – ибо без них никто не узрит Господа (ср. Евр. 12:14). Аминь.