Проповеди на праздники:

Слово на день преславного Преображения по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Слово на день преславного Преображения по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

«Прежде всех веков и бытия мира Сей Бог Слово, светом яко ризою одеваяйся, преобразующийся пред ученики своими, паче солнца, Слове просиял еси: Моисей же и Илия Тебе предсташа поведающе Тя Господа мертвым и живым, и Твое славяще неизреченное смотрение и милость и многое милосердие, имже спасл еси мир, грехом погибающий» (Стихира на хвалитех).
Сыны и дщери Церкви православной и члены Тела Христова, которого Он, Христос, есть живая, животворящая и премудрая Глава, – какой пресветлый праздник мы ныне празднуем? Скажете: празднуем Преображение Христово. Как же и для чего преобразился Христос? Слушайте, как повествует об этом св. Евангелист Матфей: В один из дней Своего Божественного пребывания на земле, Господь взял отдельно трех избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними, и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. Присем Петр сказал Иисусу: хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну Тебе и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил; се, облако светлое осенило их и бысть глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17:2–9). Для чего же столь страшно, величественно и божественно преобразился Господь? Во-первых, для того, чтобы показать сокрытою под человеческою плотию молнию Своего вечного Божества, неприступный свет Свой; во-вторых, для того, чтобы явить светлость второго страшного пришествия Своего во славе Отца Своего; в-третьих, чтобы показать светлость будущей славы – на небесах Апостолов и всех истинно верующих в Господа и преданных Ему всем сердцем; в-четвертых, для того, чтобы утвердить учеников в вере в Его вечное Божество, чтобы они не усумнились в Нем, когда увидят его в поношении, уничижении и страданиях по плоти страждущим на кресте за грехи рода человеческого; в-пятых, преобразился Господь во славе и повелел быть при Себе в славном Своем преображении пророкам Моисею и Илии также во свете для того, чтобы показать общее всех людей воскресение из мертвых для будущего суда. Для того из мертвых явился Моисей, в показание будущего воскресения, и неумиравший пророк Илия, взятый как бы на небо на колеснице огненной. Вот для чего преобразился Христос пред тремя избранными учениками. Они должны были свидетельствовать о том всему миру по воскресении Христа из мертвых. А какой поучительный урок дает нам праздник Преображения Господня? Не нужно ли преобразиться, перемениться и нам всем? Не нужна ли для нас перемена от худшего к лучшему, от греха к правде и святости, от нашего нерадения и холодности к Богу – к горячему покаянию и слезам; от равнодушия к вере святой – к горячности веры и любви к Богу, от рассеянности и невнимания себе – к строгой вдумчивости в свое душевное состояние; не нужно ли нам скорее отложить свои мрачные, греховные страсти, приковывающие наши сердца к земле и удаляющие нас от Бога; излишнее попечение о плоти, о ее удовольствиях, украшениях, привычках и наклонностях, и не нужно ли нам приобрести навык и привычку ко всякой добродетели, о которой мы так мало печемся, – между тем как это есть едино нам на потребу? Преобразимся же и мы внутренно, во славу Господа и будем упражняться непрестанно в покаянии, в отложении своих грехов и в украшении душ своих всякими видами добрых дел. Это будет для Господа самым угодным празднованием Его славного Преображения. Аминь

Проповеди на праздники:

Наверх