Практическая часть Послания (Гал.5:1–6:10)
Практическому учению посвящен отрывок Гал.5:1–6:10. Призыв к свободе сопровождается предостережением против обрезания (Гал.5:2–3). Обрезание есть символ, обязывающий к исполнению закона в полном его объёме. Между тем Павел уже показал и неисполнимость закона, и прехождение его во Христе. Принципу закона он противополагает во Христе новое основание нравственной жизни, для которой не существует ни обрезания, ни необрезания: это основание есть вера, действующая любовью (Гал.5:4–6). Мы уже отмечали, что в Павловом понимании веры с ней неразрывно связана любовь. Новое отступление Гал.5:7–12 показывает тревогу апостола по поводу отпадения галат. Он готов приравнять обрезание к оскоплению (Гал.6:12, в греческом подлиннике, не в русском переводе, ср. ещё κατατομή в Фил.3:2). С большей силой ап. Павел не мог выразить свое отрицательное отношение к обрезанию. Как мы уже напоминали, скопцам был закрыт доступ в общество Господне (Втор.23:1). Вера, действующая любовью, как основание нравственной жизни, есть та христианская свобода, к которой апостол призывает своих учеников (ср. Гал.5:13 а). Но, как и в 1Кор. (1Кор.6:12), человеку приходится ограничивать себя в пользовании своей свободой (Гал.5:13б, 5:15). Во–первых, свобода не должна быть поводом для угождения плоти. И, во–вторых, употребление свободы должно быть подчинено любви. Как и Сам Господь, ап. Павел видит в любви средоточие закона. Свою мысль об ограничении свободы он раскрывает, противополагая дела плоти и плод духа (Гал.5:16–6:5). Он знает борьбу духа и плоти, парализующую волю человека. Области духа противополагается область закона, который тем самым сближается с плотью. Что же касается духа, то, если это понятие и относится в Гал.5 к духу человеческому, то духу человеческому сообщается дар Святого Духа, и сказанное о Святом Духе в Гал.3 и Гал.4 здесь подразумевается. Заслуживает внимания, что о делах плоти Павел говорит во множественном числе (Гал.5:19), а о плоде духа – в единственном (Гал.5:22). Он явно противополагает дурной множественности греха единство духовной жизни. Он ещё раз показывает в Гал.6:2, что закон Христов сосредоточен в любви. Только в этом смысле он и может сочетать эти два понятия, взаимно исключающие друг друга. И если никто не должен возлагать своего бремени, иначе говоря, своей ответственности, на другого (Гал.6:5), это не исключает того, что каждый должен стараться помогать другому нести его бремя (Гал.6:2). И то, и другое вытекает из любви. Практическое учение Гал. заканчивается в Гал.6:6–10 отдельными наставлениями, касающимися частных случаев и содержащими общее поощрение к добру.