Практическая часть Послания. 2. Снисхождение к немощным в вере (Рим.14–15:13)
Второй отдел в практическом учении Рим. всецело посвящен вопросу о немощных в вере (Рим.14–15:13). Явление, которое ап. Павел имеет в виду, до известной степени параллельно тому, которому посвящен отрывок 1Кор.8–10. Но идоложертвенное не упоминается. Отдельные члены Римской Церкви – немощные в вере, как их называет ап. Павел, – налагали на себя разные ограничения, преимущественно пищевые. Мы этого вопроса уже касались и высказали соображения, что с элементами иудейскими могли войти в сложное соприкосновение элементы языческие. В таком случае мы имели бы дело с первыми проявлениями иудаистического гносиса. Как бы то ни было, практическое решение, которое предлагает ап. Павел, совпадает с тем, на котором он настаивает в 1Кор. Его исходная точка есть свобода, которую он возводит, в согласии с общим учением Рим., к её высшему догматическому основанию – вере. Он выражает этот общий принцип в отрицательной форме: «все, что не по вере – грех» (Рим.14:23 б). При этом ударение переносится вовнутрь. Как и в Гал. (ср. Гал.5:6, 6:15), внешнее – несущественно. «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Но по любви к немощным сильные призываются, как и в 1Кор., ограничивать себя в своей свободе. Это – главная тема отрывка, и последнее обоснование призыва есть ссылка на пример Христов, явленный Им в Его спасительном смирении (Рим.15:1–13).