Поучения в Неделю Крестопоклонную (в третье воскресенье Великого Поста). Поучение пятое
Перед глазами вашими Церковь поставила на поклонение Крест Господень с тем, чтобы мы вспоминали Христовы страдания. При этих воспоминаниях всего приличнее духовное сетование и сокрушение о наших грехах. Но вот, с этими печальными воспоминаниями встретилась радостная весть Архангела о спасении мира.
Итак, что же избрать христианину: слезы или радость? Крест или райскую ветвь? На кого смотреть — на Христа ли, пригвожденного ко Кресту, или на Марию Приснодеву, Которой и в лице Ее — всему миру, объявлено спасение? В сердце — радость, а в очах — слезы возможны ли? Возможны.
Ныне воспоминается сошествие на землю Сына Божия. В Нем и только в Нем "спасения нашего главизна", т. е. начало, основание и причина. Если бы Он не сошел к нам, то никто бы из нас не восшел бы на небо. Но чем было вочеловечение Сына Божия для Него Самого? Оно было главизной уничижения, началом лишений и страданий. Приняв человеческую плоть, Он нашел на земле Крест, который и носил всю жизнь до той поры, пока Сам не был вознесен на Крест. Уже это одно грустью обнимает душу верующего, душу того, кто любит
Господа... К чему Архангел возвещает Приснодеве радость, которая стоила так дорого возлюбленному нашему Спасителю? "Но,— говорит в то же время архангельская весть,— зато теперь ни для одного грешника нет места отчаянию".
Радость христианина о том, что обещало архангельское слово, должна быть велика, но не самолюбива. При этой радости есть еще место обильным слезам, чтобы оплакать Своего Спасителя, Который распят не за Свои, но за человеческие грехи. И как не тужить, как не скорбеть, когда мы знаем и убеждены, что это — наши грехи измываются Кровью Господа! Ведь разве только злодеи могут видеть своего Творца, проливающего безвинно Свою Кровь за их спасение,— и не плакать!
В радостной вести Архангела душа, любящая Господа, усматривает уже воззвание к покаянию: ведь спасение миру совершится не иным чем, но смертью воплощенного Господа.
Вот и еще вопрос: все ли мы находимся в числе спасенных? Правда, спасение явлено для всех, но Сам Спаситель еще заметил, что "немного спасающихся" (см. Лк. 13; 23-24)!?
Признак и доказательство спасения заключается для человека в спасении от зла. Если мы имеем ясное и верное познание о Боге и Спасителе и о благодати Св. Духа, без которой невозможно спастись,— о своих обязанностях на земле, то ум наш спасен. Если наша воля укрепилась в добре, и ее чистоту не колеблет чувственность, то спасена и воля. Если сердце стремится к небу, любя добро, истину и красоту, то и сердце наше спасено.
Таким образом, в этот день, когда св. Церковь представляет нашему взору св. Крест как "символ сокрушения всякого зла", мы в церковном песнопении слышим: "Днесь спасения нашего главизна".
Братия и сестры! Пусть явится он "днем благовещения о нашем личном спасении через благодать Господа Иисуса Христа, воплотившегося от Приснодевы"! Аминь.