Проповеди на праздники:


Поучения перед плащаницей в Великую Пятницу. Поучение первое

"Отче! Избавь Меня от часа сего!" — воскликнул Сын Божий, предузрев Свой близкий исход, и Сам же присовокупил: "Но на сей час Я и пришел" (Ин. 12; 27). Этот час настал. Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец (Ин. 10; 11).

Таинственный, непостижимый час! Сын Божий преисполнен внутренних и внешних скорбей до последней степени, до последнего вздоха. "И ждал я сострадающего мне — и не было, и утешителей — и не нашел" (см. Пс. 68; 21). "Утешение Израиля" (см. Лк. 2; 25), Друг и Покровитель всех угнетенных, забытых, несчастных и отверженных, всеми оставлен, Он, Спаситель, взывал к Богу Отцу: Боже, Боже мой, вонми Мне! Для чего Ты оставил Меня (Пс. 21; 2). Целитель сокрушенных сердец испытал боль заушения, терноношения, бичевания. Он "возопил громким голосом" (Мф. 27; 50), со слезами, ибо видел, что удалить страдания невозможно.
Но что значит эта боль в сравнении с душевными страданиями, испытанными Иисусом Христом при виде бессердечности окружавшей Его среды? Этими печалями неисцелимо болела Божественная душа до минуты, когда предала себя в руки Бога Отца. Предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство прислуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки от Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение по улицам многолюдной столицы, стыд обнажения среди самодовольно-невежественных зрителей, злорадования, брань сораспятого злодея...
О, поистине возлюбленный Спаситель наш понес на Себе наказание и грехи всего мира. Только разве вечная мука может быть равной "болезни неисцельной", какую испытало сердце Человеколюбца.
Начальник жизни, Чудотворец, возвращавший других к жизни, обречен на смерть. Умирает Он. Умер. За грехи наши умер! Вечное Слово Отчее. 

Слушайте и смотрите! Его зиждительные руки, благословлявшие, благотворившие, чудодействовавшие, растянуты, прободены и пригвождены к древу смертной казни. Если любите Человеколюбца Христа, то не простирайте своих рук к хищению и неуважению чужой собственности, к насилию над трудом и силами своих ближних.

Слушайте и смотрите! Вот пречистые стопы, никогда по пути грешных не ходившие (см. Пс. 1; 1,118; 32), вносившие с собой в жилища человеческие молитву, мир, отраду и вечное спасение, истерзаны, прободены острием железа. Если любите благодетельнейшего Подвигоположника нашего спасения, то утверждайте себя в верном и неуклонном хождении по пути святых людей. Господу благоугодивших и благоугождающих.

Слушайте и смотрите! Иисус, Сын Божий, не имевший, где "приклонить голову" (Мф. 8; 20, Лк. 9; 58), где же, наконец, ее преклонил? На Кресте. Греха не сотворивший, Он умирает, как тягчайший грешник. Смиренный и бескорыстный, строгий к Себе,— людьми, Им облагодетельствованными, учениками, слушателями, свидетелями Его чудес и разума (св. Иоанн Златоуст), даже целым правительственным синедрионом обзывается "льстецом, обманывающим народ" (см. Лк. 23; 2, 5). "Ревнитель истины поруган сквернителями Церкви Божией" (блж. Августин).

Проповеди на праздники:

Наверх