Проповеди на праздники:


Поучения перед плащаницей в Великую Пятницу. Поучение десятое

Что мне сказать тебе,
чему уподобить тебя, чтобы утешить?
Твоя рана велика, как море;
кто может исцелить тебя?
(Плач 2; 13)

С таким воззванием обратился однажды сетующий, но глубоко верующий пророк к окружавшим его слушателям. Как близко совпадают с настоящим настроением наших молитвенных чувств эти плачевные звуки, исторгшиеся из сердца скорбящего пророка.
Трудно себе вообразить этот ужасный в летописях человечества день.
Все и вся страдало.
Возлюбленный Сын Божий страдал. "Его предали архиереям, и книжникам, и бессмысленной раздраженной толпе. Над Ним они ругались, укоряли, били и убили Его",— повествуют евангелисты. Какая глубокая скорбь заключается в каждом слове этих изречений и в соответствующей им действительности. Возлюбленный Сын Божий, "Утешение Израиля", был оставлен одиноко, без утешения взывая к Отцу Своему.

Этот день был ужасен для Иуды, погибшего от отчаяния; был ужасен даже для злых духов, всегда содействующих погибели всего доброго, чистого и святого. Гнет цепей проклятия, на них лежащих, стал со дня искупительной смерти вечным.

С какими же чувствами мы, грешные, родившиеся в слезах, предстанем ныне ко Христу, жившему на земле и умершему "нас ради человек и нашего ради спасения"? О Господи, Свет незаходимый! Дивны Твои дела. В подземной пещере Ты родился, встречал первую ночь земного бытия; в пещере плотию возлежишь и в последнюю!

Начиная дело спасения нашего, Ты был беден. Когда Ты был голоден, Тебе искусительно в пищу враг предлагал хлебы; Ты жаждал и в последние минуты жизни, а злые люди предложили дать Тебе в питие отраву — оцет и желчь!

Обозревая весь позор крайнего уничижения при виде пещеры Твоей вольной, будем ли только бессильно плакать? О нет. Ты не хочешь наших слез, тех бесплодных слез, которые иерусалимские женщины проливали при Твоем крестном пути.

Мы все родились в мире со слезами, ими как знамением обозначая нашу грядущую долю в этом мире. Не такие, но иные слезные капли прольем ныне в день разлучения Христа с миром. Разве мы не знаем, разве забудем Его слова, сказанные ученикам пред смертью: "Лучше для вас, чтобы Я пошел" (Ин. 16; 7).

Да, для нас лучше Его смерть, нежели вечное Его пребывание с нами во плоти. Для верующего сердца, для верующей любви больше утешения в этой видимой разлуке. Ведь любовь, преданная Ему, не погашается ни от пространства, ни от времени. Истинные, крепко любящие друзья — близки ли они один от другого? И в дали, трудно соединимой, они всегда верны один другому — и здесь, и там. Как сегодня, так и всегда. Истинно полюбившее сердце света своего не угашает — если бы и старалось погасить, а не может. Этим и познаются люди, сильные духом, люди благородные, люди верующие. Поэтому Иисус Христос говорил ученикам: "Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу" (Ин. 14; 28).

Покажем же, братья и сестры, что мы любим нашего Спасителя всем сердцем. И у сего воспоминательного Креста и над этим Гробом прольем иные слезы — слезы теплой благодарности, богохваления и поклонения.

Поклоняемся Страстем Твоим, Христе!

Покажи, Господи, нам славное Твое воскресение! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх