Проповеди на праздники:


Поучения перед началом Великого Поста. Поучение второе

Святая Церковь почти ввела нас в пречестные дни святой Четыредесятницы, "к очищению души и тела, к воздержанию страстей, к надежде Воскресения". Дни начинаются великие, и богослужение Церкви изменяет свой обычный характер.

1. На первой неделе поста Церковь устраняет обыкновенную светлую и боголепную торжественность своих обрядов, для того чтобы ощутительнее показать нам необходимость смиренномудренного покаяния в духовном сокрушении и в мысленной думе о потерянном рае, об утраченной каждым из нас сердечной невинности.

2. В первую седмицу Великого поста сладкогласные песнопения умолкают. Взамен их чаще слышатся покаянные псалмы Давида и молитва святого Ефрема о том, чтобы Господь отъял от нас дух праздности, дух гордости и празднословия и дал нам дух чистоты, смиренномудрия, терпения и любви.

3. В древние времена в этот день собирались египетские пустынники для последней общей молитвы и, испросив друг у друга прощения и благословения, расходились по окончании вечерни по пустыням и кельям для уединенных подвигов в продолжение св. Четыредесятницы. Монастырские ворота запирались до Вербного воскресения, когда пустынножители возвращались в церковь, проведши, подобно Спасителю, сорок дней в пустыне в посте и молитвах.

4. Всегда Церковь повелевает благоговейное стояние в храме, но преимущественно в наступающую неделю. Знайте, что она положительно запрещает во время богослужения в эту неделю всякие разговоры. Чтобы не развлекалось внимание. Церковь советует думать в это время о своих грехах, вспоминать про неминуемую для каждого смерть, вспоминать будущие радости для праведников и тяжелые муки для грешников.

5. Посещая богослужение первой недели, вникайте в особенность его. Чтения и песнопения направлены к тому, чтобы человек сознал свой грех и обратился к Богу. В первые пять дней поста сообщается история человеческого грехопадения. Грешит же человек всегда невоздержанием. Невоздержные Адам и Ева не могли вкусить плодов древа жизни; невоздержным христианам не послужит на пользу Причащение Тела и Крови Господа.

В первые пять дней поста услышим мы грозный голос пророка Исайи против лицемерных постов и суеверного раскаяния. Именем Бога говорит пророк: "Ненавидит душа Моя ваш пост и вашу праздность. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу глаза Мои от вас; если умножите моление, не услышу вас, потому что руки ваши хищнические. Отымите лукавство от душ ваших, перестаньте лицемерить, научитесь делать добро, избавьте обидимого, приютите сироту, утешьте вдовицу" (ср. Ис. 1; 11-18).

Вот в чем заключается истинный пост. "Постящеся, братие, телесне постимся и духовне. Разрешим всякий союз неправды, всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия бескровныя введем в домы. И приступим ко Христу в покаянии, вопиюще: «Боже наш, помилуй нас»". И еще: Не замышляй против ближнего твоего зла. Не ссорься с человеком без причины. Господь гордым противится, смиренным дает благодать (Прит. 3; 29, 30, 34).

Но особенное умиление и благочестивую настроенность в душе возбуждает канон покаяния, читаемый на повечерии. Весь он есть не что иное, как разговор человека со своей душой, со своей совестью.

Итак, братья, по милости Божией, начнем пост. Но будем поститься не телесно только, а главным образом, духовно. Очистим свой ум бесстрастием, сердце чистотой и волю неуклонным исполнением своих христианских и человечески потребных обязанностей. Да послужит всем нам пост — о чем и молится Церковь — "в освящение и просвещение, в крепость и здравие души и тела, в погубление лукавых помыслов, помышлений и предприятий". Аминь!

Проповеди на праздники:

Наверх