Поучения на Преображение Господне. II. На Литургии
Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его, – славу яко Единороднаго от Отца: светом приимем свет, и возвышени бывше духом, Троицу единосущную воспоем во веки (На Литии стихира).
В прошедшую ночь и в нынешнее утро, многие из вас, возлюбленные, вероятно – мыслями своими и чувствами – уже взошли на гору Господню, и потому пришли в дом Бога нашего и видели славу Преображения Господня, яркими чертами изображенную в Евангелии Луки и Матфея, – славу не человека только единосущнаго нам, но яко Единороднаго от Отца. Чтобы вам более насладиться Фаворским зрелищем восхитительным, – прочитайте дома Луки Зач. 45 и Матфея Зач. 70. Но не восхищаться только нужно нам Фаворским видением, а и проникнуться его светом и возвыситься духом.
Как нам можно проникнуться светом Преображения? Св. Апостол говорит: «Господню славу взирающе, в той же образ да преобразуемся от славы в славу, яко от Господня Духа» (2Кор.3:18). Это необходимое для нас преображение состоит в совлечении ветхаго человека с деяньми его, и облечении в человека новаго, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (ср. Еф.4:22–24). То есть человек, желающий преобразиться по образу Христову, во 1-х, должен раскаяться в своих грехах, должен твердо решиться оставить свое нерадение и начать жить исправно – по закону Христову. Затем, должен жить исправно, бороться с своими греховными привычками, и, таким образом, преуспевать в делании добра до тех пор, пока греховныя привычки ослабеют, а добрыя расположения в душе его возьмут перевес, усилятся и глубоко вкоренятся в сердце; тогда-то, наконец, человек возвышается духом: ум его мало-по-малу – твердою и непоколебимою верою – так преобразуется, что делается умом Христовым, то есть обо всем мыслит и рассуждает, как учит св. Евангелие Христово, – твердо стоит в истине и правде, и отвращается от всякой лжи и неправды; воля его так преобразуется, что бывает всегда послушна одному Евангелию Христову, и никто, и ничто в мире не может отклонить ее от исполнения заповедей Господних; и сердце его так преобразуется, что в нем царствует не «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ин.2:16), но искренняя, крепкая, вседушевная любовь к Богу и ближним. – Оно живет и дышит единым Господом и упованием на вечную жизнь с Господом, «ни смерть, ни живот, ...ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь никак не может разлучить ее от любви Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим.8:38–39); наконец, и все чувства его так преобразуются, что делаются уже не рабами греха и беззакония, а рабами правды – во святыню.
Так проникнутый светом Фаворским преобразуется от славы в славу благодати Святаго Духа! Так преобразившийся начинает ощущать в сердце своем блаженное состояние чистоты, зрящей Бога: Бог светит в чистом сердце, как солнце в воде или в чистом зеркале. Такой человек готов спокойно перейти и в невечерний день Царствия Христова.
Трудно, конечно, нам самим все это сделать, но необходимо; и мы знаем, что невозможное от человека возможно от Бога. Будем же усердно и неотступно просить помощи Божией для сего великаго дела. Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Своим славу Твою, якоже можаху. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный! Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе! Аминь.