Поучения на Преображение Господне. I. На Всенощной

Поучения на Преображение Господне. I. На Всенощной

Приидите ныне лучшим изменимся изменением – на гору предвзыти Божию святую (Стих. Веч.).
Так святая Церковь приглашает нас ныне – уготовить себя лучшим изменением к завтрашнему восходу на святую гору Божию, чтобы нам не только слышать о Преображении, но и видеть его!
Почему приготовляет и для чего нам нужно видеть Преображение Господне?
Потому, во 1-х, что Преображение Господне, само по себе, есть одно из самых восхитительных для духа и сердца зрелищ; а во 2-х, для того, что происходившее на Фаворе со Спасителем должно выразиться и над нами, ибо у каждаго христианина, по слову Апостола, должно быть преображение «от славы в славу» (2Кор.3:18); Преображение Господа есть образ нашего преображения. Как же нам не желать увидеть сей божественный образ.
Итак, приидите, возлюбленные, уготовить себе – взыти на гору Божию Святую! Но как взыти? Такой восход и такое видение, каковы Фаворские, по самому существу своему, требуют духа чистаго и возвышеннаго, мысли легкой и удободвижимой, сердца свободнаго от земных уз и пристрастий. Чтобы насладиться Фаворским зрелищем, для сего необходимо оставить все, не только греховное, но и земное. Тут место одной вере Петра, одной любви Иоанна, одному упованию и терпению Иакова. Потому-то святая Церковь и советует, с таким усердием, всем приготовить себя добре на утрие, к сему подвигу, и измениться лучшим изменением.
В чем же должно состоять сие изменение? Изменение сие, конечно, не наружное только – праздничное, а внутреннее, должно состоять, во 1-х, в перемене чувств, чтобы – нам, сколько можно более, освободить сердце свое от привязанности к видимым – тленным благам, и обратить его к ощущению радости духовной и блаженства небеснаго, являющагося в лице Спасителя; во 2-х, изменение сие должно состоять в перемене мыслей, чтобы ум наш, много занимающийся понятиями о вещах дольних, суждениями о делах житейских, обратился к созерцанию таин веры и надежды, открывающихся на Фаворе; в 3-х, изменение сие должно состоять в перемене воли нашей, чтобы она, оставив все нечистыя и богопротивныя правила, коими обыкновенно руководствуется в своих действиях, обратилась к воле Божией, – решилась слушаться во всем закона и Евангелия, а не своих предрассудков и похотей.
Только такое изменение есть поистине лучшее. Изменившийся таким изменением, и только он один, способен взойти на Фавор и видеть Преображение.
Но можно ли в одну ночь произвести в себе такую великую перемену? Св. Иоанн Златоуст говорит: «все житие можно изменить в одно мгновение». Начнем с этой же ночи думать больше о Боге и спасении, решимся всецело обратиться к Богу; и благодать Божия, без сомнения, поможет нам, в самое короткое время, измениться к лучшему, что безусловно необходимо сделать нам. Аминь.

Наверх