Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на праздники Господни. В день Рождества Христова.

Поучение первое.
(25 декабря ст. ст.  -  7 января нов. ст.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе!

Вы исполнились большой радости в эти особо торжественные праздничные дни. Но Священное Писание нас учит, что христианин должен быть общником не только радости, но и страданий Господних. Особенно Господь требует от нас, чтобы мы подражали Его переживаниям в несении Креста.

В сегодняшний день в апостольском чтении, а также и в евангельском чтении повествуется, как Господь еще с младенчества уже нес Крест. Ирод-царь, когда узнал, что родился Христос, то по зависти и властолюбию не хотел, чтобы кто-то сменил его. Поэтому он просил волхвов: «Выведайте и скажите мне это место, где родился Христос». Но Ангел открыл волхвам, чтобы они не возвращались к Ироду, не говорили ему об этом, а иным путем шли домой, чтобы Ирод не узнал местопребывание Христа-Младенца. Ирод замыслил погубить Христа. Тогда что он делает?! Он посылает свое приближенное войско в то место, где по пророчеству должен родиться Отроча-Христос, чтобы там избить всех младенцев от 2-х лет и ниже.

Вот какое зло! Жестокий Ирод считал, что этим самым он уничтожит Христа. Но Господь предупредил Иосифа и Приснодеву Марию, чтобы они удалились в Египет.

Иосиф и Приснодева берут Младенца Господа Иисуса Христа и следуют в Египет. А путь в Египет очень трудный, песчаный, они претерпевают зной и жажду, но удалились от зла.

А Ирод претерпел большое-большое несчастье. Когда он умирал, а умирал он в тяжких страданиях (черви съедали его тело), то родственники и близкие - никто даже не проронил слезинки, потому что он сделал большое зло, был злым и жестоким человеком.

Возлюбленные, когда мы радуемся, это очень хорошо, но когда приходят к нам скорби в большие торжественные дни, мы не должны отчаиваться, мы не должны сильно огорчаться, а наоборот: мы знаем, что Господь увенчает нас великими наградами и здесь, на земле, ибо Он говорит: Иго Мое благо и бремя Мое легко есть, увенчает и там для вечной радости, вечного блаженства!

Матерь Божия никогда не огорчалась. Она терпела очень большие скорби, но безропотно и с радостью несла их, ибо знала, что Господь вознаградит Ее за эти скорби и мучения. И, действительно, Господь увенчал Ее, Она сделалась Царицей неба и земли! - выше Архангелов и Ангелов!

Так и нам нужно подражать Божией Матери, то есть скорби, обиды, болезни, клевету - все переносить благодушно, потому что Господь увенчает нас за это великими радостями и здесь, на земле, и в вечной жизни.

Но горе тем, которые наносят большие огорчения, их ожидает такая же участь, как жестокосердного Ирода. Избави нас, Господи!

Вы спросите: «Что нам делать, когда у нас бывают такие моменты и когда у нас мало добрых дел, а все, большей частью, мы грешим и грешим? У нас бывает то же самое жестокосердие, у нас тоже бывают, конечно, не такие моменты, как у Ирода, мы детей не избиваем, может быть, не присваиваем чужую собственность, но мы огорчаем людей своим словом, своим гневом. Мы иногда даем слово, что мы больше не будем повторять этого, но проходит некоторое время и мы возвращаемся опять к этим порокам. Что же нам делать, отчаиваться?»

Нет! Отчаиваться не надо! Господь поэтому и сошел с неба на землю, чтобы освободить нас от проклятия, греха и смерти.

Апостол Павел говорит: Что хочу делать, не делаю, а что не хочу, то содеваю. Значит, по нашей греховности, мы не можем быть такими, как Приснодева Мария. Она была совершенная, а мы немощные сосуды, и вот Господь, предвидя это, дал нам Таинство Покаяния, Таинство Исповеди и Таинство Святого Причащения. И какие бы большие грехи мы ни делали, если мы искренне каемся, Господь прощает нас. И если мы опять попадаем в какую-нибудь ловушку и опять делаем те же самые ошибки-грехи, в особенности когда гневаемся, раздражаемся, злобствуем и думаем: «Что ж мы каялись и опять согрешили, так не будет нам спасения», нет, возлюбленные, опять надо каяться. Споткнулся, даже упал, не лежи, а, наоборот, поднимайся, встряхни с себя всю пыль и опять продолжай свой путь.

Так и в духовной жизни: опять ты упал, опять согрешил - опять ты покайся. И Господь простит тебе.

Таинство Исповеди, Таинство Покаяния имеет великую силу для нашего спасения. Не забывайте, возлюбленные, прибегать к этому ценному спасительному Таинству.

Вот Манассия был великий грешник. По правосудию Господа Иисуса Христа его душа должна бы пойти на вечные мучения, но этот великий грешник каялся, и Господь простил его, и, больше того, молитва Манассии, как образец покаяния, читается в Великом посту для нашего назидания.

Вот, возлюбленные, как нас Господь любит! Дай Бог нам не отчаиваться, и, самое главное, стараться меньше грешить.

Прибегайте к Божией Матери, просите помощи у Бога, вот точно как Манассия просил и просили другие великие грешники. Мария Египетская просила помощи у Господа и у Божией Матери, и она из великой грешницы сделалась великой святой. Святая Церковь преподносит нам, как образец, эту святую, для того, чтобы мы не отчаивались.

Возлюбленные, что остается еще сказать? Слава Богу, что мы пришли в церковь. Церковь - это корабль нашего спасения. Наша жизнь - это житейское море. Все равно как корабль на море бывает. Если хороший капитан ведет корабль, то и в тихую погоду и в бурю на корабле плывут спокойно, веруя, что они спасутся. Точно так же и Церковь - это корабль нашего житейского моря. Мы сюда приходим спасаться, поэтому должны сокрушаться, каяться и не отчаиваться, потому что отчаяние - самый тяжкий грех. Это значит мы не верим в то, что Господь пришел к нам на землю для того, чтобы спасти грешников.

Многие говорят, что я настолько грешна, насколько грешен, что в море меньше песку, чем моих грехов; на земле меньше травы, чем моих грехов! Да, возлюбленные, грехов много! Поэтому и читается такая молитва: «В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли, Боже, мя возведи». Грехов наших бездна, но милосердие Божие покрывает все наши грехи, всю бездну грехов наших! Потому что какое бы ни было море, океан, они все-таки имеют предел, конец, а у Господа милосердию пределов нет и поэтому Он покрывает всю бездну наших грехов.

Да, так подумать только: «Я грешен. Больше всех грешен! Что же мне делать? Отчаиваться?» Нет! Только не отчаиваться! Ведь Господь сказал: «Последние будут первыми, а первые будут последними». И, действительно, так оно и есть. Самая тяжкая грешница была Мария Египетская, великим грешником был Манассия, даже великим грешником до обращения ко Христу был апостол Павел, а потом он сделался верховным Апостолом.

Еще сегодня празднуется память первомученика архидиакона Стефана. Он был исполнен Духа Святаго и когда он возвещал правду синедриону, то есть верховному судилищу, он говорил: «Пророки приходили и возвещали о Христе, а ваши отцы побивали их и вы следуете им (отцам). Этот Праведник возвещал правду, Он делал для людей все хорошее, а вы что сделали? Вы Его распяли!» Но синедрион не мог слышать правды и потому приговорил его побить камнями. Вывели его за город и начали бить камнями за правду, за то, что он хотел им возвестить, чтобы они оставили свое заблуждение и пошли бы истинным праведным путем ко спасению. Ожесточенные, они начали бросать в него камнями! Представьте себе, стоит первомученик Стефан, молится за врагов, а в него бросают камни: один, другой, третий... И последними были его слова: Господи, не вмени им во грех, ибо не ведают, что делают!

Вот почему первомученика Стефана часто на иконе изображают с камнем в руке. Это значит, что он делает как бы напоминание, что меня били этими камнями, а я молится за них, потому что зло злом не побеждают, горящее пламя горючим не погашают, ведь пламя керосином не тушат, а водой.

Точно так же и мы: если нам причиняют зло, то мы должны покрывать его добром, молиться за этих врагов, желать им спасения - проявить смирение и любовь. Вот он и говорит нам: «Посмотри, меня тоже побивали камнями, и ты тоже терпи, помолись за этих людей. Люди все хорошие, а дух злобы только нехороший, дух злобы навевает чрез людей делать всякие большие и малые обиды, и люди иногда, по своему неведению, слушают злого духа».

Святая Церковь, как чадолюбивая мать, всех нас спасает, если мы будем прибегать к самому верному и спасительному средству - покаянию и стремиться к благочестию, то есть стараться меньше делать грехов.

Некоторые даже осуждают, что вот есть такие, которые говорят очень и очень строго и даже очень громко говорят и как будто бы гневаются... Первомученик Стефан тоже как будто бы гневался, возвещал им громко, говорил открыто правду! Но это не гнев, а это была у него ревность, усердие ко спасению душ человеческих.

Поэтому различайте, возлюбленные! Некоторые осуждают даже пастырей: «Какой он суровый, гневливый, какой он не смиренный!» А правду надо возвещать!

Гнев это такое состояние, при котором человек теряет самообладание и желает сделать какую-нибудь неприятность, помнит долго зло. Но бывает еще горячность, а горячность даже не вменяется в грех.

Человек имеет усердие к истине, ко спасению душ человеческих, он говорит громко и пылко, как делали Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст, первомученик Стефан. Поэтому, возлюбленные, не обижайтесь на тех людей, которые возвещают вам правду открыто, а может быть даже и резко. Слава Богу, что нам возвещают, а мы иногда обижаемся! Вместо того, чтобы благодарить людей за истину и за правду, мы иногда огорчаемся и даже ропщем.

Если у нас не будет людей, которые возвещают нам правду, наша земля не будет существовать, потому что без правды жизни не может быть. Слава Богу, что у нас есть еще праведники! Поэтому святые Отцы говорят: «Если будет 5 праведников в городе - город спасется, а если 50 праведников в стране - страна спасется». И слава Богу!

Праведники у нас есть и мы живем по их молитвам. Будем ходить в церковь! Будем стремиться к Таинству Исповеди и Святого Причащения, будем стремиться делать меньше ошибок, осуждать людей. Не будем такими жестокосердными, как Ирод.

Есть такой рассказ. Один знатный, влиятельный человек заболел тяжкой болезнью - проказой. Он был язычник, не христианин. И вот приходят к нему некоторые и советуют:

-  Эту болезнь можно излечить, но она излечивается особым способом: надо невинных младенцев 40 человек убить, спустить их кровь в ванну, омыться этой кровью и проказа пройдет.

Этот человек, еще не зная христианской истины, но по натуре будучи добрым человеком, рассуждал так: «Какая же мне будет польза? Да, я получу исцеление, но ведь 40 несчастных жертв - невинных детей я должен погубить. Это же ужас!» И он сказал:

-  Нет, я этого сделать не могу, чтобы свое счастье строить на несчастии других, тем более убить младенцев! Этого я не сделаю! Пусть лучше я один буду страдать!

И за это великое доброе дело, благородное чувство, его коснулась благодать, он принял потом крещение и болезнь прошла. Впоследствии он сделался великим подвижником христианского благочестия.

Вот и нам нужно взять пример доброго рассуждения: если наше счастье основано на несчастии другого, если из-за нас другие страдают, то этого мы делать не должны. Это благородное чувство увенчается успехом и мы получим великую радость! Аминь.

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр.118-123.

Проповеди на праздники:

Наверх