Поучение XXVIII. В неделю о расслабленном, на утрени.

Поучение XXVIII. В неделю о расслабленном, на утрени.

Христос воскресе!
«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: Слава, Христе, державе Твоей!» (Кондак).
Такую молитву св. Церковь предлагает нам ныне, для размышления и назидания нашего! Она коротка, но глубока по своему содержанию.
Стоит пред лицем Господа грешник; покаянныя слезы у него льются неудержимо; он сознает себя люте разслабленным от грехов и безместныхъ – неподобных деяний; и пламенно молится, чтобы Сам Господь воздвиг его, как некогда разслабленнаго, ибо сам он не может сделать этого. Вот содержание сей весьма важной молитвы! Кто сознает себя крайне разслабленным греховною жизнию и беззаконными деяниями, тот не может не обратить своего внимания на сию молитву, если желает себе спасения.
Здесь, конечно, разумеется разслабление не телесное, а душевное. Но знаем ли мы, что такое разслабление душевное?
Известно, что разслабленный телом имеет все члены свои безсильными: ни руки поднять, ни ногой ступить, ни головы повернуть, ни телом движения сделать он не может. Это живой гроб, в котором лежит душа. Точно так же и разслабленный душею все силы и способности свои имеет обезсиленными: вся душа его в унынии, ум в неразумии, воля в нерадении, сердце в скверных, лукавых и хульных помыслах. Это – живой мертвец для Бога, благодати Божией и жизни блаженной. Положение ужасное! Положение такое, из котораго никак нельзя выйти самому по себе. Где же взять сил, чтобы выйти из этого положения? При помощи благодати Божией, сила сия заключается в одушевленной ревности о богоугождении. Купец, воин, судия, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем они поддерживают себя в трудах своих? Воодушевлением и любовию к своему делу. Не иным чем можно поддерживать себя и на пути благочестия. А без сего мы будем находить в служении Богу одну томность, тяготу, скуку, вялость. И тихоход идет, но с болезнию, тогда как для быстрой серны или проворной белки движение и переход составляют удовольствие. Ревностное и живое богоугождение есть отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Без ревности и одушевления в благочестии можно испортить все дело богоугождения. В богоугождении надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху; а без сего мы будем все исполнять только по привычке, по требованию приличия, потому что так издавна делалось и так делают другие. Надо делать все; а в противном случае мы иное сделаем, а иное нет, и притом без всякаго сокрушения и даже памяти о проступках. Надо все делать со вниманием и осмотрительностию, как «главное дело»; а иначе мы будем делать, как попало.
Итак, теперь ясно, что без одушевления и ревности христианинъ – плохой христианин, – вялый, разслабленный, безжизненный, ни тепел, ни холоден, – и жизнь такая – не жизнь. Эта жизнь, по выражению слова Божия, «обуморенная», никуда негодная.
Зная сие, возлюбленные, позаботимся явить себя истинными ревнителями добрых дел, чтобы быть истинно угодными Богу, не имея скверны, или порока, или нечто от таковых.
Но да не подумает кто-нибудь из нас, что все это мы можем сделать сами по себе. Нет, возлюбленные, сами собой мы ничего хорошаго не можем сделать в деле благочестия и богоугождения. Сам Спаситель предупредил нас в этом, когда сказал: «без Мене не можете творити ничесоже». Потому-то св. Церковь и влагает ныне в уста наши эту трогательную молитву: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: Слава, Христе, державе Твоей». Аминь.

Наверх