Поучение XXVII. В четвертую неделю Великаго поста.

Поучение XXVII. В четвертую неделю Великаго поста.

Сегодня, братие, св. Церковь, вместе с воскресным днем, празднует память преп. Иоанна Лествичника, подвизавшагося в IV в. в пустынях горы Синайской. Много поучительнаго и назидательнаго представляет для нас жизнь и деятельность этого подвижника. Не только во дни поста и покаяния мы можем руководствоваться уроками, какие оставил он нам своею жизнью и учением, но даже и во все время жизни нашей. Остановим же, братие, свое внимание на его жизни и подвигах нравственнаго усовершенствования и извлечем из них для себя посильные уроки назидания.
О жизни преп. Иоанна Лествичника дошло до нас очень немного исторических сведений; но из них можно извлечь много поучительнаго для себя. Известно, что он был человек высоко образованный, посвятивший себя подвигам духовной жизни с юных лет – с 16-летняго возраста. Для этих подвигов он удалился на гору Синайскую и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Послушание его старцу было настолько велико, что он как бы вовсе не имел своей воли. В обращении с братиями он был очень прост, и хотя был очень учен и образован, но так вел себя, что ни в чем не показывал своих преимуществ пред другими. 19 лет прожил он со старцем, до кончины его жизни, а по смерти его решился жить в уединении. Местом своего уединения он избрал пустыню Фола, отстоящую от Синайской горы не очень в далеком разстоянии. Здесь в великих подвигах поста и молитвы подвизался он сорок лет. В продолжение сей необыкновенной четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя он не уклонялся от пищи, не возбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как сам говорил, «рог гордыни», но принимал ея столь мало, что казался более отведывающим, чем вкушающим. Зато от всякой страсти он воздерживался решительно, повелительно говоря к ней: «молчи, онемей». Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Удаляясь пресыщения и лености, он свободное время от молитвы посвящал на чтение Божественных Писаний, списывание книг и спасительныя беседы с братией. Обиды, которыя случалось ему испытывать от братий, он переносил терпеливо, с молитвой к Богу за обидчиков. Дивная высокоподвижническая жизнь преподобнаго Иоанна вынудила братию избрать его в игумены Синайской горы, после 40-летняго пребывания его в пустыне. Будучи избран игуменом, он прилагал все свое старание к тому, чтобы руководимые им иноки удостоились восхождения к Богу и большаго приближения к Нему. Скончался он 80 лет, оставив после себя сочиненную им душеспасительную книгу – «Лествицу», показывающую 30 степеней богоугодной жизни. Вот краткое сказание о жизни преподобнаго Иоанна Лествичника! Какие же назидательные уроки преподает он нам? Их много; но мы возьмем из них хоть немногие.
Преподобный Иоанн с юных лет посвятил себя на служение Богу, упражняясь в добродетелях все более и более. Это – урок для вас, юное поколение! Юность – это цветущий возраст жизни; украшению его более всего приличествует служение Богу и добродетели. Не весной ли земледелец сеет семена свои на поле, чтобы иметь хорошие плоды? И чем тщательнее и прилежнее он обрабатывает свое поле в это время, и чем лучшия посеет семена, тем лучший получит урожай хлеба и тем большую получит прибыль от него. А кто упустит хорошее время для посева, худо возделает землю и посеет плохия семена, тот получит скудный урожай, а иногда и ничего не получит. Весна жизни нашей есть юность. Кто в юности посеет семена благочестия и доброй нравственности, тот несомненно пожнет добрые плоды их в зрелом возрасте и в старости. Но кто юность свою погубит в пустых удовольствиях и разных грешных привычках, тот чего может ожидать в зрелом возрасте, а особенно в старости, если бы и дожил до ней? Мы знаем по опыту, что худо проводящие лета молодости, а особенно юность, остаются с своими худыми привычками на всю последующую жизнь, преждевременно стареются, не доживая до почтенной старости.
Преп. Иоанн весьма был воздержан в пище и питии. Он ел все позволенное уставом; но ел очень мало. По примеру его, и нам, братие-христиане, всегда нужно воздерживаться от многоядения и многопития, чтобы тело наше никогда не брало верх над духом, чтобы душа наша всегда была светла, добра, способна на всякое доброе дело. Известно, что плотно кушающий и много пиющий бывает неудобоподвижен, тяжел, сонлив, ленив и мало способен к делу: такой очевидно живет более жизнию животных, чем духовною, тогда как христианину надо жить более жизнию духовною. И слово Божие, и отцы Церкви всегда и везде заповедуют христианам воздержание. Спаситель говорит: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» (Лк.21:34). К тому же воздержные живут здраво, долговечно и хорошо, как преподобный Иоанн жил до 80-ти лет. Вот почему один из наших святителей говорит: «воздержно пий, мало яждь, здрав будеши». Будем неуклонно следовать сему мудрому правилу.
По примеру преподобнаго Иоанна, всем нам прилично и полезно содержать также и определенныя правила в жизни, чтобы руководиться ими для пользы души своей и вечнаго спасения. Правила эти должны быть для всех наших занятий: для молитвы, для принятия пищи и пития, для разных домашних занятий и, наконец, для отдыха и сна. Во всем этом должна быть слава имени Христова. Св. Апостол Павел говорит: «аще ясте, аще пиете, или аще ино что творите, вся творите во славу Божию» (1Кор.10:31). Поэтому и мы должны трудиться и поступать во всем благоразумно, осмотрительно, иметь в виду не только свою душевную пользу, но и пользу других.
Преподобный Иоанн Лествичник большее время жизни посвящал на молитву и славословие Божие; остальное же – на разные труды для пользы души своей и других. Поэтому и мы должны, если не большую часть жизни своей, то по крайней мере хоть краткие часы ея посвящать на молитву и славословие Бога, именно: утро дня должны посвящать Богу для того, чтобы хотя краткими, но усердными и чистыми молитвами возблагодарить своего Создателя за все Его к нам милости и благодеяния, а также для того, чтобы испросить Его благословение и помощь на наступающий день. Вечер дня также должны посвящать хотя отчасти Богу, для того чтобы возблагодарить Его за минувший день и испросить у Него прощение в содеянных нами грехах. Время же свободное от молитвы должно посвящать на разные труды житейские. Но, чтобы эти труды были благословенны Богом, для этого нужно, чтобы они были честны и добросовестны – и по цели, и по побуждениям, для которых трудимся. Что не честно и не добросовестно, того Бог никогда не благословит.
Наконец, мы должны, по примеру св. Иоанна Лествичника, случающияся с нами скорби, неприятности и огорчения переносить терпеливо, без ропота, помня слово Господне, что только претерпевый их благодушно до конца – спасется.
Вот, братие, те уроки, которые преподает нам жизнь празднуемаго ныне преп. Иоанна Лествичника! Будем руководствоваться ими для своей же пользы, – постараемся осуществить в своей жизни высокия добродетели преподобнаго; оне принесут нам счастие и благополучие земное и удостоят блаженства вечнаго на небе. Аминь.

Наверх