Поучение XXV. В среду четвертой седьмицы Великаго поста, на литургии.

Поучение XXV. В среду четвертой седьмицы Великаго поста, на литургии.

Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас!
Умилительно св. Церковь, чрез весь пост, поет сию трогательную молитву и тем заставляет нас усердно молиться ею.
Что в этой молитве содержится и что ею испрашивается? Испрашивается величайшая милость, а именно: чтобы распятый на кресте Господь раздрал и уничтожил рукописание и наших грехов так же, как пригвоздил Он ко Кресту и уничтожил преступление в раю нашего прародителя.
Раздери рукописание согрешений наших – выражение сие взято у св. Апостола Павла (Кол. 2:14), который употребил его в том значении, что каждый грех наш пред Богом подобен долгу, на который есть долговая собственноручная расписка должника. Доколе существует такая расписка, дотоле должник, как известно, ответствен по закону, и долг его подлежит к непременному взысканию с него; а когда запись его уничтожается, то и ответственность с него снимается. Вот этого-то уничтожения испрашиваем мы в молитве, нами разсматриваемой. Раздери рукописание согрешений наших, Христе Боже, и спаси нас! То есть, говоря просто, прости и оставь нам грехи наши, да будем свободны от всякаго ответа за них пред судом правды Твоея! Видите теперь, как велико прошение наше! Если для нас важно, когда кто простит нам долг денежный, особенно когда мы не можем уплатить его, то тем более важно, чтобы отпущены были нам все грехи наши, из коих ни за один и ничем мы не в состоянии уплатить правде Божией.
И Господь премилосердый всегда готов оказать нам эту величайшую милость. Для этого самаго Он и взошел на Крест, и претерпел за нас смерть, чтобы изгладить все наши грехи и избавить нас от всякаго ответа за них. Поэтому Он еще в Ветхом Завете, устами пророка, не только позволил обращаться к Нему с прошением о сем, но, можно сказать, призывал к Себе всех и каждаго, даже требовал этого настоятельно. "Приидите, – говорит Он, – и истяжемся, т.е. сочтемся в долгах, и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, и аще будут яко червленое, яко волну убелю» (Ис. 1:18).
После сего, нет причины сомневаться: смело приступай ко Кресту Христову; с дерзновением приноси все рукописания грехов твоих. Как бы они ни были велики и разнообразны, все будет уплачено и прощено, все заглажено и уничтожено. Ибо Кровь Сына Божия, за нас умершаго, имеет пред очами Божиими цену безпредельную. В ней такая сила, что она может очистить от всякаго греха. Итак, не отчаивайся и не унывай, грешник! Хотя бы ты грехами своими превзошел всех грешников, как скоро станешь под Крест Христов, оросишься в духе веры Кровию Спасителя, – то ты безопасен и помилован, и не только помилован, но и будешь награжден, яко невинный и зло пострадавший.
Но, мои возлюбленные, такая милость преподается со Креста Христова не безусловно; иначе злоупотреблению ею не было бы конца: грешник мог то и делать, что ежедневно грешить и получать прощение. Таким образом, самое милосердие Спасителя служило бы не во спасение ему, а в пагубу, располагая его к безчувствию в грехах и к продолжению жизни беззаконной. Посему Спаситель наш готов принять грешников, готов всякому даровать не только мир и прощение, но и новую жизнь и освящение благодатию Святаго Духа: только от всех и каждаго из прощаемых Он требует исполнения некоторых условий. Какия это условия? Самыя необходимыя и нужныя – не столько для Него, а для нас же самих; потому что без исполнения их, самое прощение, нам даруемое, не поможет. А именно: Он требует, чтобы, сложив у Креста Его бремя грехов наших, мы не возвращались более за ними, не впадали в те же или новые грехи, а старались провождать жизнь свою уже в чистоте и правде. Без сего нет ни прощения, ни помилования. Ибо к чему бы послужило то и другое, если бы мы, прощенные, намерены были опять предаваться греху? К чему лечить рану, которую ты нанес себе безумно, если ты же, на другой день по исцелении, намерен нанести себе ту же рану снова?
Теперь понятно, кто может, вместе с Церковию, достойно произносить молитву, нами разсматриваемую. Ее может произносить каждый грешник, ибо она сложена, очевидно, не для праведников, а для грешников: но какой грешник может произносить ее? Верующий в Господа Иисуса Христа и в силу Креста Его – воистину, раскаивающийся в грехах своих – воистину; имеющий твердое намерение, получив прощение, вести себя далее не так, как жил прежде – во грехах и нечистоте, а в страхе Божием, в повиновении своей совести и закону Господню, стараясь не только не повторять прежних беззаконий и неправд, но и заглаждать их, сколько возможно, делами веры и любви христианской. Такому просителю не будет отказано: к такому Сам Господь простирает со Креста руки, ибо восшел на него не за праведных, а за грешных. Аминь.
(Из слова Иннокентия Херсонскаго).

Наверх