Проповеди на праздники:

Поучение XX. В пятницу второй седьмицы Великаго поcта, на литургии. Свет Христов просвещает всех.

Поучение XX. В пятницу второй седьмицы Великаго поcта, на литургии. Свет Христов просвещает всех.

Не напрасно Господь наш, в церковных песнях, часто называется Солнцем правды. Светит Он нам присно, как солнце пресветлое, высочайшею святостью Своей жизни; светит и высочайшим совершенством Своего учения.
Учение Христа Спасителя, это – безоблачное утро, это – восходящее солнце, льющее нам лучи радостнаго света!
Иисус Христос изображает Бога не только верховным, безпредельным и всесовершенным существом, Творцем и Промыслителем неба и земли, но и преблагим и любвеобильным Отцем всех нравственных существ, а людей – детьми одного Отца, которыя должны составлять как бы одно семейство, тесно связуемое в своих членах узами братской любви. Бог, единый по существу, – учит Спаситель, – есть троичен в Лицах, Которыя, по таинственным и непостижимым для человека взаимным отношениям, именуются и суть – Отец, Сын и Святой Дух. Второе Лице Св. Троицы, то есть Сын Божий, восприняв ходатайственное посредство между Богом и людьми, облекся в естество человеческое, жил среди людей, Самого Себя принес в умилостивительную жертву за грехи всего рода человеческаго, и за воспринятие страданий и смерти, ради спасения мира, как Богочеловек, получил высочайшую власть Царя и Судии над всем родом человеческим. Так как все люди – дети одного Отца небеснаго и братья между собою, то и главное начало деятельности их состоит в том, чтобы любить Бога более всего, и ближних – как себя. Это начало обнимает все прочия правила христианской деятельности – как частной, так и общественной. Предложены действительнейшия побуждения к исполнению Евангельских заповедей – как временныя, так и вечныя. Предложен совершеннейший образец для подражания – в жизни Самого Иисуса Христа, учением и делами показавшаго человеку путь спасения. Учение Иисуса Христа, как созерцательное, так и деятельное, имеет совершеннейшее единство: все оно направлено к тому, чтобы сообщить человеку истинное и достаточное для настоящей жизни ведение о Боге и Спасителе, наставить и поставить его на путь спасения и привести к цели – вечнаго блаженства. Все истины Евангельскаго учения, имея тесную связь между собою, объясняются одне другими и чрез то делаются удобоприемлемыми для веры. Так, учением о первородном грехе вызывается учение об искуплении, – учением об искуплении вызывается учение об обновлении человека через Св. Духа и т. д.
Учение Иисуса Христа, во всех отношениях, так совершенно, что и враги его не могут смотреть на него без удивления. В продолжение стольких веков оно всегда имело врагов и всегда оставалось победоносно: ничего не найдено в нем недостойнаго свойств Божиих и несоответствующаго нуждам человеческим. Напротив, безчисленное множество верующих в Евангелие спасительно испытывали и испытывают доныне истину слов Иисуса Христа: «аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю» (Ин. 7:17). «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:28–30).
Если смотреть и на ту часть учения Христова, которая не превышает пределов разума человеческаго, то и она имеет несравненное превосходство пред всеми произведениями человеческаго любомудрия. Ибо все истинныя понятия о религии, какия когда-либо имел разум человеческий, оставленный самому себе, в Евангельском учении предложены в совершеннейшей чистоте, ясности и полноте, в каком виде не встречаются они ни у одного языческаго любомудра. Еще более очевидною представляется Божественность Христова учения, когда в истории видим, что Иисус Христос не имел никаких обыкновенных способов к приобретению таких высочайших понятий, какия находим в Евангельском учении. Если судить по обыкновенным правилам исторической критики, то напрасно мы стали бы искать между современниками Его достойнаго для Него учителя: ни между язычниками, ни между иудеями не было его. А если бы он был, то такое светило не могло бы оставаться во мраке неизвестности. Современники Иисуса Христа не могли не знать обстоятельств частной жизни Его до вступления в общественное служение; но они, слушая Божественное учение Его, с удивлением спрашивали друг друга: «откуда сему премудрость сия и силы? Не сей ли есть тектонов сын? И дивляхуся иудеи, глаголюще: како сей книги весть не учився?» (Мф.13:54–55Мк.6:2–3Ин.7:15). И Спаситель Сам разрешил их недоумение, когда сказал: «Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя» (Ин.7:16). О Себе же Самом Он сказал: Я – Свет миру. Веруйте в Свет, да будете сынами Света (Ин.8:12, 12:36).
Понятно теперь нам, возлюбленные, где свет истинный. Он во Христе – в Его жизни и учении, изложенном в Св. Евангелии. И этот-то именно Свет Христов просвещает всех. Св. Церковь повторяет пред нами сии священныя слова, в продолжение всего Великаго поста, на преждеосвященных литургиях, – «и в научение, и в предострережение наше», говорит один из великих проповедников наших. (Иннокентий, арх. Херсонский).
«Наше дело после сего – осмотреться и узнать, – продолжает он, – каким светом водимся мы в жизни – Христовым или каким-либо другим? Какой бы ни был свет сей, но если он не Христов, то в отношении к вечному спасению нашему все равно, что тьма, и даже иногда хуже тьмы. Ибо застигнутый тьмою человек, по крайней мере, или останавливается, или идет тихо и ощупью, и старается, если можно, выйти на свет. А при сиянии ложнаго света человек бывает спокоен, идет не останавливаясь, позволяет себе всякаго рода движения, смело переменяет пути и направления; и поскольку водится ложным светом, то подвергается неминуемым опасностям, как пловец на море, – заходит туда, откуда нет возврата. Не сие ли самое случается со многими умниками, кои, по надежде на мирскую мудрость, пренебрегают светом Христовым? Куда обыкновенно приходят они наконец и приводят идущих за ними? Приходят и приводят в такую бездну нечестия и разврата, на которую один взгляд исполняет трепетом сердце, не потерявшее чувств человеческих.
Блюдитесь, возлюбленные мои, сего ложнаго света, который в наше время особенно начал ослеплять собою очи у многих. Памятуйте твердо, что един Христос есть истинный Свет наш, просвещающий всякаго человека, приходящаго в мир и исходящаго из мира. И если сретите какого-либо наставника, то первее всего старайтесь узнать, какого он света есть. Если не Христова, то, кто бы он ни был, заграждайте от него слух и сердце ваше. Ибо, как в мире чувственном солнце одно, и нет другого света, кроме его: так и в мире духовном едино истинное и животворящее Светило – Господь и Спаситель наш, Иисус Христос».
Зная все это, позаботимся, возлюбленные, всегда держать себя в этом Свете и усердно молиться Ему: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас Свет Лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный! И исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами пречистыя Твоея Матери и всех Твоих святых! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх