Поучение XIX. В среду второй седьмицы Великаго поста, на литургии. Свет Христов просвещает всех.

Поучение XIX. В среду второй седьмицы Великаго поста, на литургии. Свет Христов просвещает всех.

На великопостной литургии, среди чтения из Ветхаго Завета паремий, раскрываются Царския врата, является среди них священнодействующий со свечею и кадильницею в руке и, знаменуя ими предстоящих во образ креста, возглашает: Свет Христов просвещает всех! При этом всякий из предстоящих преклоняет главу свою до земли; ибо раскрытие Царских врат образует собою отверстие самих небес; светильник и кадильница знаменуют полноту даров Духа Святаго, а появление священнодействующаго есть как бы явление Ангела с неба, как читано было в Евангелии прошедшаго воскреснаго дня: «отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божии, восходящие и нисходящие над Сына человеческаго» (Ин.1:51). При этом знаменательном священнодействии св. Церковь ищет от нас не одного простого наклонения головы или видимаго повержения себя долу пред светом Христовым, но в духовном смысле она хочет, чтобы мы открыли пред ним все существо наше, дабы, таким образом, от ног до главы озариться нам Божественным светом, – наполниться им всецело, и чрез то самим сделаться светоносными, каковыми и были первенствующие христиане: «яко светила в мире», по слову св. Ап. Павла (Флп. 2:16). Свет Христов просвещает всех. Как просвещает, где лучи сего света? Лучи света Христова сияют для нас в Его земной жизни. В земной жизни Христовой – совершеннейший для нас образец благочестия, любви к людям и безпримерной невинности.
1. В земной жизни Своей Господь наш Иисус Христос оставил нам совершеннейший образец благочестия. Вся жизнь Его есть одно выражение непрерывнаго, пламеннаго благочестия и ревности по благочестию; ибо все дела и слова Его всегда направлялись к одной цели – к славе Божией. Везде Он говорил о Боге. Везде – в словах и делах Своих – показывал ревность к распространению царства Божия. Будучи еще только 12-ти-летним отроком, Иисус Христос, в храме Иерусалимском, беседуя о предметах веры, Своими мудрыми ответами уже удивлял всех слушавших Его. Подвиг общественнаго служения Он начал 40-дневным постом и молитвою, и после весьма часто удалялся в уединение для молитвы. Непрерывно поучал Своих учеников и всех приходивших к Нему. Несмотря ни на какия трудности, безпрестанно продолжал подвиг Своего служения. Переходил с одного места на другое, предпринимал дальния путешествия – из Галилеи во Иудею, из Иудеи опять в Галилею. Вся Евангельская история живыми чертами изображает высочайшую ревность Иисуса Христа по славе Божией, как Он Сам о Себе свидетельствовад: «снидох с небес, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца; да разумеет мир, яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю». Он говорил это, когда приближались Его страдания, и, последуя заповеди Отца небеснаго, добровольно Сам вступил на сие поприще. «Востаните, идем отсюда» (Ин.14:31), сказал Он, и пошел с учениками Своими в сад Гефсиманский. Все делал из повиновения и любви к Своему Отцу, что составляло главное для Него, как Сам Он свидетельствовал пред учениками Своими: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя, и совершу дело Его» (Ин.4:34). Вот первый и самый яркий луч, осиявающий нас из жизни Господа нашего! Подражайте Ему в этом отношении: и свет Христов будет просвещать вас.
2. В земной жизни Своей Господь Иисус Христос подал нам образец совершеннейшей любви к людям. Он непрерывно трудился и подъял необъятные подвиги для просвещения заблуждающихся светом истины и приведения их на путь благочестия и добродетели. Преподавал совершеннейшия наставления об обязанностях к другим, и Сам во всей точности исполнял преподанныя правила. Вступление Иисуса Христа в общественное служение спасению рода человеческаго было как благотворный восход солнца. Он светил непрерывно Своим учением; учил в домах, в собраниях, на городских улицах, в поле; учил, переходя с места на место, на всех путях Своего странствования, чем открывал удобство всем приходить к Нему и слушать Его спасительное учение. Никого не отвергал Он от Себя. Иисус Христос благотворил другим посредством чудотворений, которыя, имевшим очи видеть, ясно показывали в Нем обетованнаго Спасителя мира. Сам Он в кратких чертах изобразил благотворность чудес Своих, когда повелел ученикам Иоанновым возвестить своему учителю, что́ они видели и слышали, бывши близ Него, то есть, – что слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется (Мф.11:5Лк.7:22). Только там сокращались Его чудотворения, где недоставало веры и где не хотели принять Его. Иисус Христос ко всем был любвеобилен. Он показывал сыновнюю любовь к родителям, нежную любовь, снисхождение и попечительность к ученикам Своим и к детям, безпримерную попечительность об исправлении заблуждающихся, особенную любовь к знаемым и близким по крови, вообще – к Своему отечеству, которое Он старался просветить светом истины и чрез то спасти от предстоящей ему погибели; о врагах Своих и распинателях молился к Отцу небесному, и явил величайшую и безпредельную любовь ко всему роду человеческому, когда Своим учением, молитвами к Богу Отцу и искупительными страданиями приобрел спасение всему миру. Вот второй пресветлый луч, озаряющий нас из жизни Господа нашего! Подражайте Ему и в этом отношении; и свет Христов будет просвещать вас.
3. Евангельская история открывает нам, что Иисус Христос, в земной жизни Своей, имел совершеннейшую чистоту и невинность человеческой природы. Все слова и действия Его показывали, что Он жил так, как отвечал искусителю: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Мф.4:4), и как исповедал о Самом Себе: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его» (Ин.4:34). Имел полное самоотвержение и отвержение благ внешних, или совершенное отречение от них; ибо не имел Он ни дома, ни сокровища. Сам свидетельствовал о Себе пред теми, которые видели образ Его жизни: «лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда; Сын же человеческий не имать, где главу подклонити» (Мф.8:20), и в удовлетворении необходимых нужд жизни подучал пособие от рук усердия и признательности. Имел совершеннейшее смирение и кротость. В начале общественнаго служения Он просил крещения у Иоанна Предтечи, и подклонил главу Свою под руку его; на последней вечере умыл ноги ученикам Своим и говорил им: «образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин.13:15). На все несправедливыя клеветы и обвинения врагов отвечал или совершенным молчанием, или кроткими словами; и ученикам Своим указывал в Самом Себе образец смиренной кротости: «научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:29). С безпримерным смирением и кротостию принял Он несправедливыя обвинения врагов пред нечестивыми первосвященниками и римским правителем, предавшим Его на распятие. Имел безпримерное терпение и великодушие. Среди нечестивых и злодеев Он стоит, как Агнец безмолвный. Осужденный на смерть, подвергаемый поруганиям, оплеванию, заушению, биению, обремененный орудием Своей смерти, распинаемый и на кресте поносимый, и изнемогающий среди крестных страданий и умирающий, Он неизменно сохранил терпение, преданность воле Отца небеснаго и любовь к людям, безмолвно переносил болезни и муки крестныя, согласно с пророчеством. Между смертными никогда не было такого праведника. Совершеннейшая святость Иисуса Христа указывала в Нем Богочеловека, а не простого человека. Самые злейшие враги древние не могли обличить Иисуса Христа в каком-либо грехе; и новейшие вольнодумцы не могут без уважения смотреть на жизнь Иисуса Христа, как на величайшаго проповедника между лучшими людьми. Вот третий, не менее яркий и пресветлый луч, сияющий нам из Евангелия Христова! Подражайте Ему во всех отношениях, и свет Христа будет просвещать вас.
О, Боже, ущедри ны и благослови ны: просвети Лице Твое на ны и помилуй ны! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх