Проповеди на праздники:


Поучение в Великий Пяток, пpeд Плащаницею 1925г.

Когда осиротевшие дети окружают гроб своего отца, друзья - близкого сердцу, любящие - любимого, то все мысли, все чувства, вся душа бывает в глубокой сосредоточенности и безраздельно прикована к личности почившего. Пред мысленным взором проходит вся жизнь почившего. Особенно ярко вспоминаются последние моменты этой жизни, и священной становится последняя воля усопшего. Ныне мы дружной семьёй окружаем священный гроб нашего Господа и Учителя. О чём ином мы можем думать, как не о Нём? К кому иному будет тянуться наше скорбное сердце, как не к Нему? Чья воля может быть для нас более священной, как не Его последняя воля для нас? Быть не может, чтобы Он, живший, страдавший, умерший для нас, ушёл от нас к Своему Отцу, не оставив нам какого-либо завещания и не сказал нам, как жить? Но вот на персях Его лежит и завещание Его к нам­ Евангелие, Вечная книга на все времена и для всех народов.

Дерзнём раскрыть эту книгу и узнаем Его последнюю волю.

Евангелие велико, неизмеримо, бездонно. Но всё его содержание, как в фокусе, сводится в одном великом чувстве, которое носит название - Любовь. На это указал нам Сам Христос. Когда законник в книге спросил, какая большая заповедь в Законе, Он ответил: Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях весь Закон, и пророцы висят (см. Мф 22, 37-40). Вот главное и основное в Евангелии. Вот и воля Спасителя для нас, Его указание, как жить нам. Воспитать в своём сердце великую любовь христианскую, начать учиться и научиться любить. Любить, прежде всего, Бога. Любить всеми силами своего духа, любить безраздельно, любить постоянно и сильно. Любящий всецело принадлежит любимому и не может, не хочет принадлежать никому иному.

Значит, нужно всецело и безраздельно принадлежать Богу. Им одним жить каждый момент своей жизни. Ему одному принадлежать, день и ночь учиться познавать Его волю, и каждый момент в своей жизни превратить в служение Богу.

О, как блажен муж, у которого воля в законе Господни...который закону Господню поучится день и нощь (см. Пс 1, 1-2). Но только тот любит Бога истинною любовью, кто сумеет соединить эту любовь с любовью к человеку, ближнему. Нельзя любить Бога и не любить его образа и подобия,  таинственно заключённого в человеке.

О, как решительно сказал об этом Христос [устами Своего ученика Иоанна]: Кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец (lИн 4, 20). Вот почему первая заповедь о любви к Богу не может быть оторвана от второй.

Христианин, любя всем существом Бога, не может не любить ближнего своего, как самого себя. А о том, как любить, говорить не нужно, так как всякий знает, как любит самого себя. Будем говорить лучше о том, кого любить.

Любить нужно не только близких своих, не только тех, кто нас любит, и. язычники любящих их любят (см. Мф 5, 47; Лк 6, 32). Это так нетрудно, потому что это не значит любить кого-нибудь, а значит любить себя. В любящих нас мы любим не их, а их любовь и услуги нам. Вы же любите врагов ваших, и благословляйте клянущих вас (Мф 5, 44), творите добро тем, кто делает вам неприятность. Ведь и в самом отъявленном преступнике никуда не делся образ Божий. Этот образ Божий и его носитель, хотя бы он был самым последним злодеем, христианин должен любить. Будь он враг,  гонитель Ваш, всё равно вы обязаны любить его не как-нибудь, а как самого себя.

Трудно? Но разве легко было Спасителю любить Иуду­ предателя? Разве легко Ему было молиться за  распинателей? Но Он смог, сможем и мы, если захотим, и будем просить помощи у Господа. Верующий в Меня, дела, которые Я сотворил, сотворит, и больше сих сотворит. Всё, что ни попросите у Отца во имя Моё, даст Вам (см. Ин 14, 12-13), лишь было бы желание, решимость, старание, молитва. Христос не учил ничему невозможному.

А вот пред нашими глазами и печать кровавая, которою скреплено дивное завещание нашего Господа. Бездыханное Тело Господа от головы до ног истерзано и орошено кровью. Эти язвы, эта кровь сильнее всяких слов говорят нам о том, что Христос не только учил любви, но и любил. Любил той большой любовью, про которую Сам сказал - больше сия любви ничтоже иматъ, да кт о душу свою положит за други своя (Ин 15, 13). Вот она - эта душа, среди невероятных мучений положена за други Своя.

Неужели этот вид до конца возлюбившего нас, за нас растерзанного Господа, не уязвит наши сердца? Неужели мы и теперь останемся бесчувственными?

О, Господи, порази наше жестокое сердце, изгони из нашего сознание всё, что мешает творить волю Твою. Умоли Отца, дабы Он сподобил нас исполнить Твоё завещание – как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга (Ин 15, 12).

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх