Поучение в Успенской Церкви г. Касимова на молебне с акафистом перед иконой святителя Николая Мирликийского. О важности звания членов Церкви Христовой. 1928г.
Ещё не изгладились впечатления от всецерковного празднования в честь святителя Николая. Ведь так ещё недавно был Николин день, и наш город, имеющий один храм имени святого и придельный престол его имени в четырёх других храмах, всегда торжественно празднует этот день.
Нынешний наш очередной молебен с акафистом Святителю в храме, имеющем престол в честь него, оживил это впечатление, и мы снова полны воспоминаниями великой жизни великого Святого.
Многогранна и многообъемлюща эта жизнь. У каждого нашего наставника многому, по слову Апостола, мы можем научиться, взирая на скончание его жительства. И в особенности у этого святого, стяжавшего себе громкую славу, звучащую далеко за пределами Церкви Христовой, не только в инославно-христианских обществах, но и в иноверных, даже языческих религиозных объединениях.
Ныне, братие, обращу ваше внимание на одну черту жизни и деятельности святителя Николая. Черту, которая теперь, в современном христианстве, очень неярко выражена, и которая по обстоятельствам жизни Церкви должна быть одной из главных черт жизни и деятельности христиан. Я разумею пламенную ревность Святителя о славе Христовой Церкви. Он буквально жил, вернее, горел интересами Церкви. Kaк воин духовный он постоянно духовно воинствовал с врагами Христовой Церкви. И как пастырь и член Церкви Христовой устроял внутреннюю жизнь Ея.
Не обращали ли вы внимание, братие, на одну из икон Святителя, где он изображён с мечом в одной руке и с пятиглавым храмом в другой? Это, братие, иконографический символ, указывающий на то, чем горел в своей жизни Святитель. Меч в правой руке- это символ великой борьбы Святителя с врагами Церкви Христовой: еретиками, раскольниками, людьми, хулящими Церковь своей нехристианской жизнью.
Мы только что выслушали акафист Святителю, в нём ярко сказалась эта сторона его деятельности:
Вития суемудренныя, нечестивых
видим тобою посрамленная,
Ария бо хульника, разделяюща Божество,
и Савелия, смешающа Святую Троицу, препрел,
нас же в православии укрепил еси.
(Икос 9-й Акафиста св. Николаю)
На Вселенском соборе он пламенно защищал Святую веру от разрушителей-еретиков. Акафист в другом месте называет его «Молнией, ереси пожигающей», «Громом, устрашающим соблазняющих». Его пламенные речи против еретиков акафист характеризует словами: «Радуйся, огненные словеса испущаяй». Успех их характеризует словами: «Радуйся, растерзаяй лжу яко паучину, радуйся, возношаяй славно истину». Это самая блестящая страница в деятельности святителя Николая, она не могла остаться неизвестной Церкви. Эта страница уверяет нас в том, что святитель Николай всю свою жизнь был «Мечом, посекающим злочестие».
Пятиглавый храм в левой pyке символизирует другую сторону в деятельности святителя Николая: по собиранию Церкви, по совершенствованию членов Церкви Христовой. Он для членов Церкви не только Правило веры, но образ кротости и учитель воздержания. Он образ Агнца и пастыря, святое очистилище нравов. Своими проповедями, своей борьбой с несправедливостью, своей помощью в трагических обстоятельствах он ставил на истинный путь спасения, спасал, и из рова погибели возводил во славу чад Божиих.
Вот на эту-то пламенную ревность Святителя о славе Церкви Христовой я ныне обращаю Ваше внимание. И не для того только, чтобы обогатить ум ваш знаниями этой стороны жизни великого святого, а для того, главным образом, чтобы зажечь в ваших сердцах жажду подражания, заставить вас озаботиться о том, чтобы вы имели святую ревность о славе и благе святой Церкви Христовой, которой вы являетесь членами.
В наши дни, когда Церковь идейно терпит нападения со всех сторон, когда она, как корабль, застигнутый бурею, обуревается волнами неверия, ересей и расколов, когда многие и многие члены Церкви Христовой живут совсем не по-христиански, как нужна Церкви эта ревность, как нужны Церкви ревностные защитники Ея чистоты и святости! Между тем, жизнь современных христиан не дает нам оснований думать, чтобы много было в наши дни ревностных защитников Церкви Христовой, борцов идейных за чистоту Ея веры, богослужебного уклада и за истинную христианскую жизнь Ея членов.