Поучение в субботу на Всенощном бдении перед Неделей 9-й по Пятидесятнице: «Вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас» 1928г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? (lKop 3, 16)
Многие из нас веруют, что человек кроме тела имеет душу, но на душу свою никакого внимания не обращают, как бы забывает мир, что она есть. Есть и такие, которые не верят в существование души, говорят, что человек есть животное с более высшей телесной организацией. Никакой души нет, и, умирая, человек уничтожается весь целиком.
Вопреки тем и другим, вечное слово Божие утверждает с настойчивой категоричностью, что кроме тела у человека есть душа, что она не только больше тела, но больше, дороже, ценнее всей вселенной. Эту последнюю мысль старается внедрить в сознание коринфских христиан святый апостол Павел словами нынешнего апостольского чтения - Разве вы не знаете, что вы- храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Какой значительный и многоговорящий вопрос. Как ярко загорается сознание, вспыхивает бесчисленными огнями многих и великих мыслей от одного этого вопроса.
Человек - храм Бога. Бог живёт в этом храме.
О, как велик после этого человек и как святы и неизмеримо велики его жизненные обязанности! Без пропасти отрицания, равнодушия и небрежности переводит этот вопрос дух человека на трудно-определимую высоту подлинно небесной, духовно-надмирной жизни. Наша душа не только существует, она - храм Бога. Какую одна эта мысль должна возбуждать заботливость о чистоте, благолепии и украшении души. Как возвышает она существо человека.
Остановим своё внимание на самом вопросе Апостола, на мысли о том, что человек есть храм Бога.
Да, братие, человек, действительно, - храм Божий. И это не могло быть иначе. Не могло потому, что человек был создан особенно, отличным от других тварей образом, Богом Отцом, искуплён Богом Сыном и освящён Богом Духом Святым. В шестой день творения был построен этот живой храм Бога. И сказал Бог, сотворим, человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт 1, 26). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил Его (Быт 1, 28). И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт 2, 7). Вот те немногие слова, которые открывают нам образ построения живого храма Божия - человека. Взявши от земли человеческое тело, Господь вдунул в лице его дыхание жизни, [и стал человек душою живою], т.е. даровал человеку душу, созданную по образу Своему. Это Богом данная, богоподобная душа оживила тело, и начал жить живой храм Бога.
«Человек, ты образ, нарисованный самим Богом, ты начертан великим Художником и Живописцем!» - восклицает святый Амвросий. Если громадных денег стоят картины, написанные кистью гениального художника, если каждый мазок этой картины кричит о гениальных способностях своего творца. Если с картиной носятся, не знают куда её повесить, исписывают по поводу её массу бумаги и так далее, то что сказать о творении Великого Художника, Творца Вселенной - человеке? С какой ценностью его сравнить, как нужно высоко его ставить, как бережно и благоговейно с ним обращаться? Ведь в него Господь вдохнул Своё дыхание, душа человека-дыхание Бога, жизнь человека- отображение, подобие жизни Бога. Как же человек после этого не храм Божий, не жилище Святаго Духа?
Так был создан, построен дивно прекрасный живой храм Живого Бога. Прекрасным был создан он. Если звёзды, луна, солнце, цветы, растения, животные так прекрасны (хотя и обречены на уничтожение), если о всех них Бог сказал - все добро зело (см. Быт 1, 31), то что сказать о венце творения - человеке, имеющем бессмертную душу, бесконечное существование? Он умален малым чим от Ангел, славою и честию увенчан (Евр 2, 7).
Но не остался в своей первозданной красоте прекрасный храм Живого Бога. Грех, ворвавшийся внутрь храма, осквернил его. Храм стал поруганным, осквернённым, потускнела его первозданная красота. Тогда с неба на землю сошёл Единородный Cын Божий, с целью - восстановить поруганный храм. И Он восстановил его, омыв своими слезами.
Вы помните, как плакал Христос на вершине горы Елеонской, оплакивая поруганный храм Божий - человека. Иерусалим, Иерусалим,- говорил Он - избивший пророков, камнями побивший посланных к тебе, сколько раз я хотел собрать тебя, как собирает птица птенцов своих под крылья, но ты не захотел (см. Лк 13, 34). Плачет о том, что бесконечно дорого, как, значит, дорога была для Сына Божия поруганная душа человека. Слёзы эти - символ любви, какою до конца возлюбил Христос человечество.
Он восстановил храм Божий Своим потом. Вы помните этот пот в саду Гефсиманскм. Когда падал он с чела Богочеловека, как капли крови, ведь это символ страшных страданий. К смертельной скорби непосильных крестных трудов, какие предприняты были Христом для восстановления храма Божия. Он восстановил поруганный храм Божий Своей Пречистой Кровью, которая лилась с креста на камни Голгофы. Источник этой крови не переставая льётся в мире. И человечество приобщается к Плоти и Крови Сына Человеческого, приобщается залога полного восстановления своей первозданной духовной красоты. Искуплённый такою ценою (см. 1 Kop 6, 20) храм Божий, человек, освящается Богом Духом Святым, постоянно живущим и действующим в Церкви Христовой, а, следовательно, и в мире.
В таинстве Крещения человек совлекается природной скверны, ему прощается первородный грех, и надевают на него чистые одежды первобытной чистоты, невинности. Через таинство Миропомазания человеку сообщаются дары Святаго Духа, сила, вооружённый которой он сможет преобразовать себя, достигнув возможного на земле совершенства к руководству Христова закона. Грехопадения в течение жизни после крещения Дух Святый изглаждает таинством Покаяния. Святая Чаша таинственного Приобщения соединяет христианина со Христом. Молитва влечёт к Богу и сообщает душе прекрасный отдых духовного Неба. Так и искупленный Спасителем храм Божий, человек, через освящение Святым Духом получает и здесь, на земле, а вполне достигнет за гранью гроба всеобщего воскресения своей первобытной красоты, своего первоначального благолепия.
Итак, живой храм Божий, человек, создан Богом Отцом и, по осквернении скверною греха, искуплён Богом Сыном, и освящён Богом Духом Святым. После этого простительно ли нам не знать, что мы - храм, Божий и что Дух Божий живёт в нас? Конечно, нет! Мы должны об этом постоянно помнить, а не поступать так, как поступают к сожалению, многие из нас. «Что касается меня, - говорит блаженный Августин, - то я желал бы быть лучше лошадью и всякой другой вещью большей части христиан, чем их душою, ибо они оказывают более заботливости, любви и привязанности ко всякой другой вещи, чем к своей душе».
Не прав ли, братие, святый отец, не живёт ли большинство из нас, как бы у нас не было совсем души? Если спросить хозяина - сколько раз в неделю он даёт корм своей лошади - он обидится и скажет: «Не менее двух раз в день». Как мы обращаемся с дорогим платьем? Не бережно ли? Мы снимаем его, сдуваем каждую пылинку, бережём его, заботимся о нём. Так мы заботимся о доме, о хозяйстве, о дорогих нашему сердцу вещах. А душа? Это жемчужина, безмерно превосходящая ценою своею всю вселенную. Какою заботою пользуется она с нашей стороны? Взглянем на нашу жизнь, что мы даём своей душе? Ни о чём мы так мало не заботимся, как о своей душе. Утром мы молимся небрежно, вечером читаем молитвы полуспя-полусидя, да и это не всегда, остальное время дня мы забываем о самом существовании своей души. Раз в неделю мы ходим в храм, и то не всегда, а в храме стоим очень часто одним телом, а душа наша остаётся дома, и с ней наша мысль, которая гуляет по вещам и предметам земным. Заботимся ли мы о пище [ для души?..]
Здесь проповедь обрывается, конец тетради. Продолжение смотри в Тетради № 4.
Если достанем номер четвёртый, то здесь допишем продолжение, а пока на этом кончается.
Слава Богу за все!