Проповеди на праздники:


Поучение в среду вечером на пятой Неделе Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Православная Церковь, чтобы напомнить нам пройденный путь Великого Поста, еще раз сегодня напоминает нам, как мы должны поститься, каяться, молиться. Кто со вниманием слушал чтение Великого канона святого Андрея Критского на 1-ой седмице Поста, тот назидался и искренне каялся, исправляя себя для вечной жизни. Но кто плохо каялся, то тем Православная Церковь, как чадолюбивая мать, еще раз сегодня предлагает со вниманием прослушать чтение Великого канона Андрея Критского, который, на этой пятой седмице, читается весь полностью. В Этом каноне, как золотой нитью, проходит жизнь праведных людей, начиная от сына Адама Авеля. Как нам известно, у Авеля был брат Каин, который позавидовал своему брату и убил его за то, что тот делал добро, любил Бога. Совершилось первое кровопролитие.

Мы видели жизнь праведного Ноя, его сыновей. Сына Хама он проклял за непочтение к отцу, за то, что он над ним смеялся и не покрыл наготу отца. 

Это проклятие и сейчас продолжается на потомках Хама; но двух других сыновей своих - Сима и Иафета, Ной благословил за почтение к отцу. 

Дальше мы видим жизнь праведного Авраама, Исаака, Иакова и величайшее покаяние царя Давида.

Параллельно с этими праведными Ветхого Завета, как черной нитью переплетаясь с жизнью

праведных людей, проходит жизнь грешных людей, начиная с братоубийцы Каина и до предателя Иуды. Все это предлагается нам выслушать в каноне с напоминанием, что мы не подражали жизни праведных людей или же очень мало подражали, но уподоблялись грешным людям Ветхого Завета и погрузили себя в бездну всяких зол и беззаконий.

          Кроме примеров из Ветхого Завета, нам сегодня Православная Церковь предлагает пример почти полувекового покаяния одной из бывших величайших грешниц уже нашей христианской эры — Марии Египетской.   

          Мария Египетская была величайшей блудницей. Своей внешней красотой и внутренним бесовским обаянием она погубила многих людей; она не стеснялась грешить даже тогда, когда

люди отправлялись в Иерусалим на поклонение Кресту Господню. Она просила уезжающих взять eе с собой. Они ее взяли. Приехав в Палестину, все пошли в храм Господень; она также пошла, но, о чудо, какая-то непостижимая сила Божия, как ветер, отталкивала ее, допуская войти во святой храм. Сколько она ни старалась войти, но не могла этого сделать. Как C каждым христианином случается, когда он, озаренный благодатью Божией, припоминает всю свою прежнюю жизнь со всеми подробностями, так же случилось и с Марией.

          Пред ея духовным взором предстала вся ея скверная, мерзкая, срамная жизнь; она ужаснулась и стала со слезами и искренним сокрушением молиться пред иконой Божией Матери, висевшей на паперти храма, прося Её, чтобы Матерь Божия допустила ей войти в храм Сына Ея, поклониться Животворящему Кресту Господню. Божия Матерь услышала ее молитву, и тогда Мария, приняв откровение от Божией Матери и воспламенившись верою, и положившись на милость Богородицы, вступила в храм Господень. Божия Матерь как чадолюбивая мать, поручилась за нее Своему Сыну Иисусу Христу. Мария вошла в храм и облобызала, вместе с другими, Честный Крест Господень. Выйдя из храма, Мария опять начала молиться Божией Матери, прося руководить ею во спасение, и получила указание идти за Иордан. 

          На берегу реки Иордан, в храме Иоанна Предтечи, она исповедалась Богу пред священником и причастилась Святых Христовых Таин. Имея с собой только три хлеба, она пошла в Заиорданскую пустыню и этими тремя хлебами она питалась почти полвека — 47 лет. Одному Богу известно, чем она питалась все это время и как боролась с невидимым врагом. Когда же приблизилось время к eе исходу - смерти, она помолилась Богу чтобы Он послал к ней священника причастить eе Святых Христовых, Таин, и Господь послал ей. 

          В древнее время монашествующие уходили в Великий пост из монастыря в пустыню и разбредались по ней кто куда, каждый в тайне проводя подвижническую жизнь.  Так же и из 

одного Заиорданского монастыря монахи отправлялись на весь пост в пустыню. Одному из них, преподобному Зосиме, было от Бога откровение, что он встретит в пустыне одну рабу Божию, и он жаждал этой встречи. Он встретил Марию Египетскую, но так как она была совершенно обнаженной, она просила преподобного Зосиму бросить ей какую-нибудь одежду, чтобы она могла приблизиться к нему. Преподобный бросил ей свой плащ. Когда она накинула его, преподобный Зосима просил ее рассказать ему: кто она, откуда она, как подвизалась в пустыне и какие ее грехи. По повелению Святого Духа Мария все рассказала ему о себе. Когда кончилась их беседа, Мария просила Преподобного прийти на будущий год, к концу Великого поста, сюда же в пустыню и принести с собой Святых Христовых Таин. Духом Святым ей было открыто, что в начале поста он не сможет прийти; и действительно, в начале поста преподобный Зосима заболел, но ея молитвами выздоровел и пришел (вероятно, на этой пятой неделе, когда мы совершаем ея память). Когда преподобный Зосима пришел, то долго ожидал ее на берегу реки Иордан, наконец, Мария появилась и перешла к нему по водам Иордана, как по сухому месту. Когда Преподобный причастил ее, то просил, чтобы она помолилась о нем, и о братии монастыря, и о всем мире. И вот, когда Преподобная молилась, то в ужасе преподобный Зосима увидел, что она стоит в воздухе, а не на земле. После этого преподобная Мария просила преподобного Зосиму прийти опять через год. Прошел год, опять в Великом посту преподобный Зосима пришел в пустыню и нашел преподобную Марию уже скончавшейся. На песке было начертано ее имя и день кончины. Оказалось, что скончалась она в тот день, когда причастилась Святых Таин. А с того места, где она причастилась до того, где скончалась — три дня пути, но она прошла в тот же самый причастный день туда, где ей надлежало скончаться, то есть уйти из этого мира в другой духовный мир. Ея тело пролежало на земле целый год. 

          Вот мы сейчас и празднуем ея память; вся эта пятая седмица поста посвящена преподобной Марии, этой великой подвижнице, которая находится среди девственниц и молится за весь мир.  Поревнуем и мы ея покаянию и будем молиться ей. Она очень помогает тем, кто просит ея о помощи; знают это те, которые ей молятся. Будем молить её, чтобы она испросила у Божией Матери милость и нам, какую она получила, и чтобы Божия Матерь поручилась и за нас грешных пред Сыном Своим Господом Иисусом Христом, чтобы Он был нашим помощником и покровителем во спасение. Аминь 

    Источник: Архимандрит Алипий (Воронов) «Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2014 г. Стр. 152.

Проповеди на праздники:

Наверх