Поучение в праздник в честь святой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». 1926 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Всякая житейская сладость многи печали в мире сем бывает причастна: / слава не стоит,/ богатство мимо течет, / лепота и здравие увядают,/ друзи и искреннии смертию отъемлются. / Услади убо наша скорби, Благих Виновная,/ Твою нетленную дающи радость/ всем, вопиющим Богу: Аллилуйя».
(Кондак акафиста.)
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте», в честь которого мы совершаем нынешнее молитвенное торжество, один из самый дорогих и близких сердцу христианина. Он близок ему потому, что много скорбей выпадает на долю всем людям и в особенности, по преимуществу, христианам, которым сказано: В мире скорбни бyдетe (Ин 16, 33).
Сколько слёз в тысячелетней истории Русской Церкви было пролито перед этим образом. Сколько тяжёлых нравственных нош сложено к её священному подножию. А сколько утешенных, успокоенных, радостных отходило от этой иконы. Покой и душевная радость - это обязательный результат молитвы, если она произносилась с верою и твёрдым упованием.
Скорбные повергались ниц перед этим святым образом и вставали осенённые радостью.
Скорбь и радость - начало и конец молитв перед этим образом.
Скорбь и радость - эти два слова и вошли в название иконы.
О скорби и радости приличнее всего говорить на торжестве в честь иконы «Всех скорбящих Радосте».
Скорби неизбежны в мире. Мощным потоком вливаются они в человеческую жизнь, никто на земле не прожил без горя, не будет, и нет на земле человека, который бы никогда не плакал. Плач ребёнка, только что увидевшего свет, есть символическое заглавие для судьбы человека в сей юдоли плача.
Скорби разнообразны, но все имеют одну общую сторону. Все они ранят и терзают человеческое сердце. Разница лишь в силе. Одни скорби не сильно, не глубоко ранят человеческое сердце, а другие являются оружием, о котором некогда говорил Симеон Богоприимец.
Скорбей очень много в человеческой жизни. Приведённый выше кондак Акафиста «Всех скорбящих Радосте» говорит, что всякой радости в мире сопутствует печаль: слава не стоит, богатство мимо течет, лепота и здравие увядают, друзи и скренние смертью отъемлются. Жизнь человека начинается плачем, кончается предсмертной тоской и тягостным томлением духа. Эти две слёзные, скорбные границы заключают в себе жизнь, до краёв преисполненную скорбями. Не напрасно говорят: «Счастье улыбается». Да, оно редко и непостоянно, как улыбка, и легко переходит в страдальческую гримасу. Григорий Богослов говорит: «Больше можно доверить ветру или писаному на воде, нежели прочности человеческого благоденствия». Для христиан эти скорби увеличиваются ещё особенными скорбями, кои связаны с последованием за великим Крестоносцем. Хотящие благочестно жити, гонимы будут, - говори· · Апостол (2Тим 3, 12). Многими скорбьми подобает внити вам в Царствие Божие,- говорит Христос (см. Деян 14, 22).
Такова земная жизнь, полная болезней, печали и воздыханий; такова она, в особенности, у христианина. Удручённые этой ношей скорбной, христиане припадают к Заступнице рода христианского и просят: Услади убо наша скорби, Благих Виновная, Твою нетленную дающи радость всем, вопиющих Богу: Аллилуйя.
В силах ли молитвенное ходатайство Богоматери в этой временной жизни снять терновый венец страданий с чела человеческого? В силах ли Она сделать земную жизнь человека непричастной скорби?
Нет. Скорбный, тернистый путь неизбежен для человечества. Кто бы, как ни сама Она достойна была избежать этой участи на земле, однако Ей оружие проходило душу. Она страдальчески пережила мученическую смерть Своего Сына и Сама вкусила смерть. И всем сказано, кто хочет идти за Христом, что он должен взять крест, ни что-нибудь другое, а крест - это орудие мучительных страданий.
И Сам Господь, когда жил среди нас на земле, не остановил поток людских страданий, и Он уврачевал не всех больных, воскресил не всех мертвецов. Решительно, победно остановить поток людских страданий Господу належит за гранями земной жизни, когда всё будет покорено под ноги Его, и Бог будет всяческая во всех (см. 1Kop 15, 28). Тогда окончательно будут прекращены скорби, и навсегда уничтожится смерть. А здесь, на земле, этот поток скорби должен течь до того момента, когда остановится пульс мировой жизни. Посему и ходатайство Богоматери перед Её Сыном избавляет от тяж их и лютых в земном смысле, правда, многих, но далеко не всех. Некоторые больные отходят от Ея образа исцелёнными, а некоторые возвращаются в свои домы с той же болезнью, с теми же несчастьями. Но и исцелённые, и избавленные от несчастий после снова впадают в болезни, снова подвергаются несчастью. И исцелённые Христом вновь заболевали, и воскрешённые мертвецы умирали второй раз.
Почему же в названии иконы отмечается, что Матерь Божия - Радость и не некоторых, а всех скорбящих?
Несомненно, потому, братие-христиане, что Она всем, кто с верою и упованием молится перед Ея святой иконою, даёт особую, как говорится в акафисте, нетленную радость. Радость, которая является не следствием избавления от скорбей, а следствием получения силы благодушного, радостного перенесения этих скорбей. Скорби остаются, возможность нового их посещения после избавления от них остаётся, но в сердце поселяется особенная, нетленная радостъ, которая дает возможность быть радостным в самом страдании. Господь Иисус Христос эту радость называет радостью совершенной, которую никто не может отнять. Женщина, - говорит Он, - когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час ея, когда же родит отроча, не помнит скорби за радость, потому что человек родился в мир (Ин 16, 21). Когда роды у женщины кончаются, то муки ещё не прекращаются, да и только что перенесённые муки не забываются, но радость матери от того, что человек родился в мир так велика, что женщина не помнит скорби за радость.
Но тут причина радости ясна. Но где причина радости скорбящей, несчастной, что они не помнят, не замечают тех скорбей и несчастий, какие выпали на их долю? Та же, что и у матери. Верующий молящийся бывает озарён истинным пониманием цели и значения своих страданий и получает, как результат молитвы, силу к радостному их перенесению.
Радость эта возникает от сознания, что страдания, тяжкие сами по себе, разрушают ветхого человека, человека греховного. Но в них, ка золото в огне, обновляется, как бы и рождаается новый человек. Страдания нас возвышают, облагораживают. Страдание, как нож хирурга, больно скоблит ветхого человека. И под этой мучительной работой, как бы освобождаемый от налёта греха, от пристрастий к земле, рождается и начинает жить новый, обновлённый человек. Из-под копоти греха и порока, которую соскабливает, снимает с него страдание, во всём блеске образа Божия востаёт новый человек. Умаленный мало чим от Ангел, увенчанный славой и честью (Пс 8, 6). Как мать радуется рождению ребёнка, так душа христианина радуется, чувствуя, что человек родился в мир. Вот где причина радости скорбящих. Радость эта нетленна, её никто не в силах от нас взять. Её только усилят, а не уничтожат новые скорби.
Вот чем объясняется то удивительное явление, что мученики христианские с радостью отдавали тело своё на мучения, с улыбкой радости встречали лютую смерть. Благодаря наличности этой радости понятным становится, где берут в себе силы христиане в минуты жесточайших страданий, молящиеся за своих мучителей.
Есть среди христиан люди, десятки лет страдающие неисцельным недугом, приковавшим их к постели, но радостны и благодушны настолько, что и других утешают в их менее острых несчастьях. Один из таких людей выведен русским писателем в рассказе «Живые мощи». Недалёко отсюда есть такой человек, к нему многие ходят и получают утешение. Хотя сам он, в мирском смысле, гораздо несчастнее всех к нему приходящих*.
Эта радость нетленная и радость совершенная, которая здесь, на земле , заставляет забывать наши скорби. А там, за порогом вечности, перейдёт в полную блещущую радость неизъяснимого блаженства. Такая радость молитвами Всех скорбящих Радости подаётся всем без исключения, с верою приходящим к Её пречистому образу.
Братие, мы все в той или иной мере причастны к скорбям, все мы более или менее скорбящие. Будем же, братие, вместе с Церковью молиться Матери Божией:
Услади убо наша скорби, Благих Виновная, Твою нетленную дающи радостъ всем, вопиющим, Богу: Аллилуйя.
Аминь.