Проповедь в праздник Рождества Христова, 1899 г.
Кто, братья, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто святая Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14). Этим Церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.
И в самом деле, от самого грехопадения прародителей наших вплоть до пришествия Христова не было на земле истинного мира: человек не имел мира ни с Богом, ни с людьми, ни с самим собою.
Своим грехом человек прервал мир с Богом, ибо кое общение правды Божией с неправдою человеческою, света с тьмою? Люди, падшие в очах Божиих, были чада гнева, сыны противления; жертвы и приношения их Господь не восхотел и всесожжении о гресе не благоволил; невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи (см. Евр.10:4–6). Не имея мира с Богом, люди не имели мира и между собою. Это не были братья, дети одного отца; это были враги, все свои помыслы направлявшие к тому, чтобы господствовать друг над другом: одно царство покоряло другое, и один народ угнетал другой; повсюду были брани и слышания бранем, под тяжестью коих стоном стонала окровавленная земля. А раз не было у людей мира ни с Богом, ни между собою, то не могло быть мира и в их душе: совесть немолчно обличала падшего человека за отступление от закона: несть мира в костех моих от лица грех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах; озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего (Пс.37:4,5,7,9), – так взывал Псалмопевец. Лучшие из язычников также чувствовали отсутствие в душе своей мира и, не имея сил водворить его там, впадали в глубокую тоску и отчаяние.
Но вот является в мир давно жданный и желанный Князь мира, и мира Его несть предела (Ис.9:6–7). Христос умиротворяет всяческая: Он примиряет людей с Богом; научает, что все они – братья, дети одного Отца Небесного, и посему должны любить друг друга; вносит также в душу человека мир и радость. Посему Ангелы при самом рождении Его уже воспевают мир на земли и в человецех благоволение (Лк.2:14).
Но, быть может, скажете вы: где же мир на земле, когда и по пришествии Христовом доныне мы видим брани, войны, когда и сейчас восстает народ на народ и царство на царство, когда и теперь так часто встречаются между людьми раздоры, неприязнь, вражда? Где искать этого мира, который принесен и оставлен (см. Ин14:27) Христом?
Будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на верхе горы; потщатся к ней людие и раскуют мечи своя на орала и копия своя на серпы, и не научатся к сему воевати; и почиет кийждо под лозою своею, и не будет устрашающаго (см. Ис.2:2,4; Мих.4:2–4). Это царство мира на земле, о котором предвозвещали ветхозаветные пророки, и есть Церковь Христова: она – носительница, провозвестница и подательница мира Христова, и в ней-то и нужно искать мира. Здесь человеку дается мир с Богом, так как в таинствах он очищается от грехов и становится любезным Господу чадом Его. Здесь же в богослужении, в таинствах, в строе и жизни церковной христианин почерпает мир для своей души и отраду и упокоение для своего сердца; природа человека перерождается и обновляется, и в душе его, кроткой, незлобивой, благопокорной, милостивой и любящей, водворяется Бог мира и любви; и христианин тогда испытывает высокое блаженство, выше которого нет ничего на земле. Никакие бедствия и страдания не могут омрачить в христианине этого блаженного мира; напротив, мы знаем из истории Церкви Христовой, что святые люди даже радовались в страданиях и хвалились в скорбях, в узах и темницах, в пустынях и вертепах; при всех лишениях они были так благодушны и спокойны, как, быть может, никогда не чувствуют себя люди, живущие со всеми удобствами и в довольстве; самая смерть не страшна им: благодушно ожидают они приближения ее и с миром отходят ко Господу.
В Церкви Христовой повсюду разлит мир. Здесь молятся о мире всего мира, о соединении всех; здесь все называют друг друга братьями, друг другу помогают; здесь любят всех, даже врагам прощают и благотворят. И когда христиане послушны гласу Церкви и живут по ее велениям, тогда у них действительно мир и любовь: припомните первых христиан, у которых было одно сердце и одна душа, у которых даже и имение было общее (см. Деян.4:32); а когда, напротив, люди отдаляются от святой Церкви и живут по своей воле, тогда у них господствуют себялюбие, раздор, несогласие, войны.
В наши дни, братья, – дни, которые не могут особенно похвалиться миром, в которые меч как бы висит в воздухе, в которые государства соревнуют друг другу в вооружениях, – в наши дни раздался мощный голос о мире. К великой нашей радости, соотечественники, призыв этот раздался с высоты русского престола, от нашего благочестивейшего Государя Николая И. И, к утешению нашему, призыв его находит одобрение и сочувствие у разных народов, в том числе и среди того народа, где мы живем. Пусть же в сии спасительные дни, когда святая Церковь воспевает ангельскую песнь о мире на земле, пусть от края в край разносится и от силы в силу восходит и глас нашего Государя, призывающий народы к миру, приглашающий расковать копья на серпы и мечи на орала (см. Ис.2:4)! Пусть также все друзья мира убедятся, что Церковь Православная, первородный сын которой ныне призывает всех к миру, есть воистину царство мира на земле!
Разумейте, языцы, яко с нами Бог мира и любви! И посему, жаждущие мира, труждающиеся и обремененные, притекайте к Церкви Христовой, и здесь вы обрящете покой душам вашим!
Аминь.