Проповеди на праздники:


Поучение в Неделю 25-. по Пятидесятнице. О милосердном самарянине. 1921 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Иди и ты твори такожде (Лк 10, 37).

Снова, братие христиане, пред нами раскрылась Евангельская страница. Снова глаголы вечной жизни, детски простые и в то же время несказанно глубокие, огласили своды нашего храма. Простой и глубокий, как всё в Евангелии, рассказ предлагает нашему вниманию Святая Церковь.

Один законник спросил у Господа: что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь Иисус Христос ответил на этот вопрос притчей.

Некто шёл из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, отняли у него одежду и всё, что с ним было, избили и едва живого бросили у дороги. Той дорогой проходил священник, посмотрел и прошёл мимо. За ним шёл левит, и тоже, посмотрев, прошёл мимо. Затем этой же дорогой проезжал самарянин. Он сжалился над несчастным, остановился, омыл его раны, возливая на них масло и вино и перевязав их (вероятно, материалом, оторванным от своей одежды), посадил на своего осла и довёз до ближайшей гостиницы. Здесь он проухаживал за ним ночь, а наутро дал денег гостиннику и просил позаботиться о больном, обещал заехать на обратном пути и  еще заплатить гостиннику, если последний истратит больше, чем ему дано. Иди и ты твори такожде  - закончил Свою притчу Спаситель.

Братие! Хотим ли мы с вами наследовать жизнь вечную? Такого вопроса не нужно предлагать христианину. Весь смысл жизни и деятельность христианина сводится к заботам о приобретении жизни вечной. Это единственная мечта, единственное желание, единственная цель жизни христианина.

А раз так, то притча эта, учащая - как наследовать жизнь вечную, имеет прямое отношение к нам. Нам она указывает путь к вечной жизни, нас учит она - как жить, чтобы жизнь наша была подлинно христианской жизнью.

На жизненных дорогах много брошено людей, обокраденных и избитых до полусмерти, моральными и физическими разбойниками. Много несчастных во всех смыслах, которые нуждаются и в физической, и нравственной помощи людей. Христианин не должен проходить мимо людского горя. Ведь милосердный самарянин не проехал мимо, и христианин обязан творить такожде.

Нет нужды перечислять видов и форм людского несчастья. Там, где есть несчастье, там, где нужна помощь, там должен быть христианин со своим милосердием. Это обязательно для христианина.  Без любви, жалости к людям, без сострадания и милосердия - ничто все дела христианина. Тот только ученик Христа,  у кого в сердце горит любовь  к ближним. Посему узнают - говорит Христос - что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13, 35). Вот первое, чему должны мы поучиться - любви, состраданию, милосердию.

Далее, самарянин не только пожалел избитого разбойниками, не только посочувствовал ему, - нет. Он остановился. А ехал он, вероятно, не для прогулки. Из дальнейшего видно, что это была деловая поездка. Однако он не пожалел времени, которое употребил на ухаживание. Не пожалел труда, даже и труда целой ночи, чтобы послужить больному. И мы должны любить не словом только, а и самим делом. По плодам познаются деревья, по делам - люди. Дела любви только являют истинную любовь. Мы должны не только жалеть, сострадать, милосердовать, но и в дела превращать эти свои чувства.

Потом, мы видим, что самарянин оказал служение любви с самопожертвованием. Он тратил масло, вино, перевязки и деньги. Лишил себя удобства, отдав своего осла больному, а сам шел рядом, пешком. Из этого видно, что он оказывал ему помощь, жертвуя своим достоянием и удобствами. Тратился не от излишка, а отдавал всё, что у него было, что оказалось нужным для больного. И христианин должен дела милосердия творить с самопожертвованием. Если он будет жалеть затрат или пожалеет лишиться чего-нибудь, он неизбежно вынужден будет не довести до конца дело милосердия, прекратить его. А всякий, взявшийся за плуг и обарачивающийся назад, не управлен в Царствии Божием (Лк 9, 62).

Далее, самарянин и после оказания милосердия не оставил без внимания больного. Он поручил его гостиннику и, таким образом, довёл дело своего милосердия до конца. Он оставил больного тогда, когда он окончательно избавился от своей беды и перестал нуждаться в помощи. Так должен поступать и христианин: не бросать начатого дела на полдороге, а доводить его до конца.

Вот общие штрихи милостивого служения людям, которые указаны нам Господом в Его притче. Если мы так будем любить наших ближних, так благотворить, как самарянин, мы непременно наследуем жизнь вечную.

Христианин, иди и ты твари такожде!

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх