Поучение в Димитриевскую родительскую субботу. 1960 г
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Когда Православная Церковь молится об усопших, часто поется «аллилуия», что значит «хвала Богу». С одной стороны, поют «надгробное рыдание», с другой — «аллилуиа». Мы жалеем своих умерших сродников и плачем по ним, но Православная Церковь не велит плакать, а повелевает песнопением «аллилуия» благодарить, хвалить Бога за то, что Он берет рабов Своих из этого страшного скорбного мира, берет и упокоевает их.
Для христианина, верующего в Иисуса Христа, нет смерти. Смерть для него как временный сон, от которого он проснется в пришествие Господне уже в новом прославленном теле, если у него была жизнь, согласная с волей Божией. Душа человека бессмертна. После смерти душа каждого крещеного человека проходит мытарства и получает место в зависимости от своих дел. Только души некрещеных людей не проходят мытарств, а сразу идут в геенну.
До Рождества Иисуса Христа не было общения душ умерших с живыми людьми. Об этом нам свидетельствует притча о богаче и Лазаре; Авраам сказал богатому, просившему ему помочь, что нет перехода через пропасть, разделяющую их.
Божия Матерь явилась лествицей, соединившей небо и землю. Об этом было видение патриарху Иакову, который видел лествицу от земли до неба, и по ней сходили и восходили Ангелы небесные.
После Рождества Христова, когда Господь Иисус Христос Своими страданиями, крестной смертью и воскресением примирил нас с Богом и открыл нам путь в Царство Небесное, явилось ближайшее общение духовного мира с земным в сновидениях и ясных явлениях душ умерших к нам, земным людям. Об этом свидетельствуют святые отцы Церкви и верующие ученые люди.
Так, великий русский ученый Ломоносов, верующий человек, писал о таком случае. Когда он находился в Голландии, ему было сновидение - его отец вместе со своими земляками-рыболовами сел на катер и отправился в море. Случилось несчастье, судно утонуло, а тело его отца прибило к берегу одного острова. Когда он вернулся на родину, то оказалось, что, действительно, его отец и другие вместе с ним отправились в плавание, но известия от них нет. Ломоносов поехал отыскивать отца на остров, который он видел во сне, и нашел там его тело, привез его домой и похоронил его. Эти явления ученые объясняют расстройством нервов, галлюцинациями. Но ведь у животных нет галлюцинаций. Ученый хирург и физиолог архиепископ Лука эти явления объясняет явлением душ умерших людей, а не галлюцинациями.
Еще приведу один пример. У меня в Троице-Сергиевой лавре был друг, диакон. Я был очень дружен с ним и любил его. Перед его смертью его родная мать видела такое сновидение. Она видела большой пятиэтажный дом, в котором она ходила по комнатам. В одной из комнат она увидела двух юношей в белых одеждах. Они разговаривали между собою: «Где мы его поместим?» Один из них сказал: «Вот в этой комнате его можно будет поместить». А кого поместить — сердце матери подсказало — ее сына. И действительно, вскоре после этого сновидения она получила телеграмму о внезапной смерти ее сына. Меня очень мучил вопрос, в каком месте находится мой друг, и я стал молиться, чтобы Господь открыл мне о его местопребывании. Тогда он сам явился мне во сне и сказал: «Я нахожусь в этом самом доме, о котором тебе рассказала моя мамаша». Я поинтересовался и спросил у него, кому принадлежит этот дом. Он мне ответил: «Этот дом принадлежит одному моему дальнему родственнику, прапрадеду моей матери». Этот его дальний родственник был большой подвижник в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры. У него был один тайный подвиг, которым он угодил Господу и замолил грехи своих родственников до десятого колена, живших до и после него. Мой друг сказал и об этом его подвиге, но я его забыл. После этого откровения я спросил y его матери, были ли в их роду монахи-подвижники. Она сказала, что был один большой подвижник в Гефсиманском скиту. Если бы она мне раньше говорила об этом, то можно было бы признать мое сновидение плодом моего воображения, моих мыслей, но так как она мне до этого ничего не говорила, то это сновидение было явлением из загробного мира души моего умершего друга.
Еще раз я видел его во сне. Он пришел в алтарь в белой красивой одежде диаконского сана и сел в кресло настоятеля. Я спросил его, как он мог прийти в алтарь из другого мира. Он ответил: «Я всегда прихожу сюда».
Вот мы собрались сюда, как на брачный пир, во святую церковь помолиться о душах своих родных и о всех от века усопших. Все эти души, о которых мы молимся, знают нас и невидимо присутствуют здесь с нами. Они ждут наших молитв и радуются, если мы молимся о них.
В Православной Церкви так все прекрасно устроено, что мы приносим всякие кушанья и даем больным и бедным, скорбящим, чтобы они помолились Господу о душах умерших. Молитвы таких страждущих людей Господь скорее слышит, чем наши. Поэтому подаваемая милостыня в такие дни очень помогает душам наших усопших братий и сестер. Будем помогать им выйти из адских мук, чтобы и нам они помогли потом, так как если Господь их прославит за наши молитвы, то и они будут молиться о нас. Им дан дар молиться за нас, а нам — за них.
Будем молиться и творить милостыню с любовию и усердием. Тогда и Господь за наше усердие и милосердие помилует нас на Страшном суде и сподобит Царствия Своего Небесного. Аминь. 1960 год.
Источник: Архимандрит Алипий (Воронов) «Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2014 г. Стр. 218.