Поучение в день Входа Господня в Иерусалим 1928г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ныне Святая Церковь воспоминает в торжественном Богослужении Вход нашего Господа в Иерусалим, предпринятый для нашего спасения. Это было вскоре после воскрешения Лазаря, когда слава Иисуса из Назарета как Чудотворца и Человека от Бога, дошла до своей вершины. Вот почему скромный въезд нашего Господа на ослёнке в Святой град превращён был народом в торжественное триумфальное шествие, сильно обеспокоившее князей и старцев народа. Громадные толпы народа участвовали в этом входе, оглашая воздух торжественным «Осанна Сыну Давидову!». Желая выразить свою радость и неподдельный восторг по поводу въезда Господа в Иерусалим, народ резал ветви пальм. С ними народ встречал и провожал Господа, их же бросал под ноги ослёнка, устраивая зелёную дорогу Господу.
Нетрудно вообразить себе оригинальную красоту картины. Несметные толпы народа с целым лесом пальмовых ветвей. Лесом живым, движущимся, радующимся, ликующим. Нечто подобное мы наблюдаем и здесь. Смотрите, какие массы народа наполняют храм. Он едва-едва вмещает всех желающих быть в нём ныне. И у всех нас в руках древесные цветущие ветки верб. Что они означают? Зачем, для чего они ныне в наших руках? Они знаменуют нашу радость, наше ликование при воспоминании Входа нашего Спасителя в Иерусалим на страдания, соделавшие нам спасение.
Мы радуемся нашему спасению, самой возможности спасения. Ветки в наших руках, особенно теперь, в безбожное время, являются свидетельством, своего рода, доказательством клятвы, что мы - верные ученики нашего Божественного Учителя. Что мы рады нашему спасению, искренно и горячо стремимся на встречу нашего Спасителя. Иначе, наше нынешнее предстояние с ветками было бы никому не нужным, а для Господа оскорбительным лицемерием, то есть фактом, близко граничащим с гнусным лобзанием предателя. Неужели мы для этого собрались сюда сегодня? Неужели и нам придётся услышать: Иуда, не лобзанием ли предаёшь Сына Человеческого? (Лк 22, 48).
- Нет! Тысячу раз нет, братие! Мы не дадим иудино лобзание Господу. Мы не устами только, а всей своей жизнью будем, яко разбойник, исповедовать нашего Господа.
Эти ветки, которые мы, придя из храма, поместим в переднем углу вместе со святыми иконами, будут всегдашним напоминанием нашей клятвы верности Тому, Кого мы сегодня встречаем, Кого приветствуем вместе с Церковью. Мы напряжём все усилия к тому, чтобы сделать всё, что от нас требуется, для нашего спасения. Мы не выпустим из рук своих знамения христианского. Мы будем жить только для того, чтобы прежде всего и больше всего искать Царства Божия и правды Его (см. Мф 6, 33).
Что ж нам, братие, вот теперь, в данный момент, сделать для нашего спасения? Как практически теперь же превратить наш порыв в святое дело?
Это в данный момент более легко и удобно, чем во всякие другие времена. Теперь идет время Великого поста, которое поистине есть время благоприятное и день спасения (см. 2Кор 6, 2). Так и все свои призывы направим ныне к нашему спасению. Все средства Господь даровал для него. Прислушаемся к этому голосу Матери нашей [Церкви] и будем послушными его исполнителями. Она призывает нас к телесному посту, подвиг которого мы должны нести с первой недели Великого поста.
Постимся ли? - Если да, то это хорошо. А если нет? Если некоторые из нас пренебрегали этим призывом Церкви? Если до сих пор ещё не удосужились взять на себя бремя для всех членов Церкви обязательное, таких умоляю, хотя оставшуюся часть поста провести в строгом воздержании от пищи, хотя святые Великие дни Страстной седмицы возьмитесь, братие, за этот подвиг. Хотя в эти святые дни не оскверниться своим невоздержанием и духовной небрежностью. Само собой, я говорю это не для больных, особенно тяжкими недугами, на них Церковь не накладывает бремени телесного поста.
Далее, Церковь налагает на нас в святые дни поста обязанности усиленной молитвы. Но усилили мы свою домашнюю молитву? Усилили посещение этого храма в эти дни? Если нет, братие, то молю вас, усильте свою молитву хотя теперь, в дни Страстной седмицы. Молитесь больше и усерднее, чаще посещайте храм Божий, а если это почему-либо невозможно, молитесь дома, молитесь даже лёжа на постели. Молитесь одним духом, одной мыслью, но непременно, обязательно молитесь.
Затем, Церковь обязывает нас приступать к Всеосвящающим Таинствам Покаяния и Святого Причащения. Приступили ли мы в течение поста к этим Тайнам? Если уже приступили или имеем неуклонное намерение приступить, то это хорошо. Вы не пренебрегли желающим вашего спасения Господом. Но если нет? Если мы хотим отложить эту обязанность для другого года, если вообще не считаем нужным приступать к этим Таинствам или равнодушны к этому главнейшему из всех призывов Церкви? То не умолять мне остаётся, а возвысить свой голос с прещением и обличением.
О, бойтесь, равнодушные, холодные христиане! Бойтесь страшного гнева Божия! Бойтесь и помните, страшно впасть в руки Бога Живаго (см. Евр 1О, 31).
Опомнитесь, братие! Не причащающийся Тела и Крови Христовых - не христианин! Тем самым [он] выбрасывает себя из ограды церковной. Подумайте и ужаснитесь своего положения! Это будет спасительный для Вас ужас.
Востани, спящий (см. Еф 5, 14) и иди навстречу грядущему к тебе Господу. Помни, что ты непременно [должен] воспользоваться временем святого Поста и непременно покаяться, и со страхом Божиим и верою приступить к Божественной Чаше Жизни.
Тем, которые омыли свои души слезными водами Таинства покаяния и освятились приобщением Святых Таин, Церковь повелевает принести плоды достойные покаяния (Мф 3, 8). Позаботились ли мы об этом? Произошёл ли в душах наших переворот? Лучше ли, более по-евангельски протекает наша жизнь теперь?
Если нет, то последуем этому призыву Церкви. Все силы, все старания, все меры примем к тому, чтобы мы и в жизни были христианами, и перестали быть ими только по имени. Все же, вообще, мы, братие, будем усиливаться возрастать в меру возраста исполнения Христова (см. Еф 4, 13), то есть, будем совершенствоваться, улучшаться, восходить духовно от силы в силу (см. там же).
Если всё это мы будем усиливаться исполнять, и, вместе со священными ветками принесём ныне в свои дома и жизнь твёрдую решимость жить по заветам Христовым, тогда наше нынешнее стояние с ветками не будет лицемерием, а будет действительным знаком нашего искреннего торжества по поводу Входа в Иерусалим нашего Господа, к Которому от всей души вместе с Церковью будем взывать ныне: Благословен Грядый во имя Господне!
Аминь.