Проповеди на праздники:


Поучение в день Входа Господня в Иерусалим 1926г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Не бойся, дщи Сионя! Се, Царь твой грядет к тебе, кроток и с пасаяй (Ин 12, 15; Зах 9, 9).

Так из глубины веков прозревал пророк Захария события, которые мы торжественно празднуем ныне. Праведный, кроткий, спасающий Царь ныне на ослёнке торжественно входит в Иерусалим. Народ и дети еврейские с пальмовыми ветками в руках приветствуют Господа победным криком: «Осанна!»

Но не для того этот торжественный вход предпринимается Господом, чтобы стать Ему земным царем Иерусалима и мира. А для того, чтобы отдать Себя в добровольную жертву за грехи мира, для того, чтобы душу Свою положить за други своя (Ин 15, 13).

Какое торжество внутреннего величия, величия любви проливающего кровь Свою за врагов Своих, при полной возможности смести их с лица Земли и даже в самую землю отбросить как пылинку. Со словами любви и всепрощения Господь добровольно идёт в самое скопище врагов Своих, зная, что они распнут Его. Он сознательно идет на Голгофу и Крест, чтобы молиться о них и, если захотят, спасти их.

Поражённые внутренним величием этого единственного в мире входа, пойдём и мы мысленно в Иерусалим за нашим Господом. Кому же и быть с Ним, как не нам, Им спасённым, как не нам, имеющим счастье носить Его Пресвятое Имя. Пойдём, и будем мысленно присутствовать при таинстве мировой Жертвы. И будем жаждущими устами пить живую воду спасения, так обильно текущую для нас.

Куда же пойдем? В Гефсиманский сад, во дворы первосвященников и Пилата, на Голгофу или ко гробу Спасителя в вертограде Иосифа?

- Нет, дорогие, в этих священных местах мы будем иметь возможность мысленно побывать с вами в спасительные дни Страстной седмицы. А ныне пойдём с вами в Сионскую горницу. Мысленно с благоговением встанем у её порога и будем поучаться лицезрением Тайной Вечери, на которой всему христианскому роду преподаны однажды и навсегда Пречистое Тело и Божественная Кровь Спасителя Мира. Для этой вечери, для того, чтобы дать нам в спасительную снедь - Тело и Кровь Христову - предпринято всё: и этот торжественный вход, и молитвы до пота кровавого, и позор, и смерть, и погребение. Слушайте, как дорого и вожделенно было это Таинство для Самого Спасителя:

И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ея, пока она не совершится в Царствии Божием (Лк 22, 14-1б).

То есть: «Я имел сильное желание предложить вам эту Таинственную Трапезу, в ней ваше блаженство, ваша Вечная Жизнь. Потому что только тот, ктo будет есть Плоть Сына Человеческого и пить Кровь Его, тот будет иметь жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин б, 40). Воля Отца Моего в том заключается, чтобы Я всем, которых Он дал Мне, дал жизнь вечную. Вот единственный путь, которым Я могу сделать это. В Таинственном Приобщении ваше тело должно слиться с Моим Телом, ваша кровь с Моей Кровью. Когда это произойдет, Я весь буду в вас, а вы во Мне. Ядый Мою плоть, пияй Мою кровь во Мие пребывает и Я в нём (Ин 6, 56). Всякий, кто не будет есть Тело Сына Человеческого и пить Кровь Его, не будет иметь в себе жизни. Вот почему Я так сильно желал есть эту пасху с вами, это главная и основная цель Моего дела на Земле. Кто верою примет это Таинство, достойно будет принимать его, тот спасётся. А кто отвергнет его, или недостойно будет принимать его, тот унаследует осуждение».

Вот почему, братие христиане, чаша Христова есть основная наша святыня, есть главный центр всего, что имеет святая Церковь Христова. Вот почему ежедневно литургия, вот почему этот неустанный и торжественный призыв: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Вот почему пастыри Церкви неустанно зовут всех приступить к чаше Христовой. Без святого Таинства Тела и Крови Христовой нет спасения. Не приступающий к нему напрасно носит имя Христово, он не христианин, и никогда не узрит спасения. Запомни, христианин, завет твоего Божественного Учителя. Непременно приступай к Чаше жизни.

Как же мы должны приступать к этому святому Таинству? Будем слушать дальше основоположительные заветы нашего Учителя: Се творите в Мое воспоминание (Лк 22, 19). Когда будете собираться вместе, как бы так говорит Господь, и будете совершать великие таинства Тела и Крови Моей, вспоминайте всё, что я сделал для вас. Когда будете раздроблять хлеб, вспомните, что подобным образом Тело Моё было растерзаемо за вас жесточайшими муками. Когда будете взирать на вино, вспомните, что подобным образом кровь Моя проливалась за ваши грехи на Кресте, как теперь она изливается в напоении вашем. Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов (см. Мф 26, 26-28; Мр 14, 22-24; 1Kop 11, 24).

Помысли, христианин, с каким благоговением ты должен приступать к сему великому Таинству. Как тщательно должен испытывать себя. Достоин ли ты его? Чтобы не явиться тебе страшным презрителем крови Сына Божия, которого участь с Иудою, давшим лицемерное лобзание Господу.

Но продолжим мысленное стояние наше на пороге Сионской горницы, и будем лицезреть происходящее там. Перед праздником Пасхи Иисус явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался и потом влил воды в умывальник.

Но продолжим мысленное стояние наше на пороге Сионской горницы, и будем лицезреть происходящее там.

Перед праздником Пасхи Иисус явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Встал с вeчepи, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался, потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги Своим ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин 13, 1, 4-5). Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал: Знаете ли, что я сделал вам? Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я сделал вам (Ин 13, 12, 14-15). Как Я возлюбил Вас, так и Вы любите друг друга. Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35).

Давая своей Церкви  Святейшие таинства Тела и Крови Своей - это Таинство любви - Он  хотел,  чтобы в сердцах Его последователей зажглась пламенная любовь друг ко другу. Ученики Христовы должны быть связаны между собою тесным союзом любви, и связывающим началом, залогом этой любви, должно быть Таинство Тела и Крови Христовой. Един Хлеб- говорит святый Апостол - eдино Тело, есмы мнози, вси бо от единаго Хлеба причащаемся (1Кор 1О, 17), Причащение от одного Хлеба соединяет их в одно тело, то есть в соединение более близкое, более интимное, чем, например, семья. Среди причастников единой Чаши уже нет чужих, все родные, близкие, более близкие, чем братья и сёстры в семье.  Это оттого, что они приобщились Любви, и эту любовь впитали в свой дух. Любовь – отличительный признак учеников Христовых - по сему узнают, что вы Мои ученики (см. Ин 13, 35).

Вот ещё чему мы научились на пороге Сионской горницы. Приобщившись Тела и Крови Христовой, и вступая в жизнь, мы должны снять «верхнюю одежду мирских сластей и требований самолюбия», мешающих нам, препоясаться полотенцем по примеру Иисуса Христа, и идти в мир умывать ноги людям, то есть служить служением любви. Эта работа для христианина обязательна. Он должен научиться любить людей, и любить деятельно - умывая им ноги,  то есть, служа всем, чем послужить может. Не делающий так теряет своё звание христианина, так как только по этому узнают, что мы Его ученики, если будем иметь любовь между собою (см. Ин 13, 35).

Вот, братие, тот великий урок, которому научились мы, мысленно стоя на пороге Сионской горницы. Мы научились, что главная цель дела нашего Спасителя - дать нам Жизнь Вечную. Для причастия нашего и получения Жизни Вечной нам необходимо - безусловно, обязательно - достойное приобщение к Его Пречистому Телу и Божественной Крови. Приобщение этого Таинства даёт нам залог, и обязывает нас деятельной любовью служить людям.

Зная всё это, мы теперь ведаем, для чего сегодня Господь торжественно входит в Иерусалим, сознаём, что это торжественный вход нашей души, с целью сделать все наши души причастницами Жизни Вечной.

Встретим же, как подобает, грядущего к нам Царя Славы. И из глубины благодатных сердец наших вместе с Церковью будем радостно приветствовать Его: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» (Мк 11, 9-1 О).

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх